Главная » Статьи » Категории педагогики спорта и ее специфика

Категории педагогики спорта и ее специфика

Дата: 21 апреля 2019

Правомерно задать вопрос об особенностях педагогики спор­та и ее связях с фундаментальными знаниями о воспитании лю­дей. Педагогика — область научных и практических знаний о том, как следует воздействовать на людей в интересах воспи­тания их социальной природы. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, определяет роль воспита­ния в жизни общества, развитии личности, процессах обучения и образования населения. Фундаментальные общепедагогические знания включают в себя историю педагогики, дидактику, теорию воспитания, школоведение и частные методики. Впервые педа­гогическое учение как составная часть философских систем по­явилось в Древней Греции (5—4 вв. до н. э.). 

В дальнейшем воз­никновение прогрессивных педагогических знаний было отмече­но в период становления буржуазного общества (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. А. В. Дистервег). Современный этап развития педагогики обусловлен состоянием мирового общест­венного прогресса. Спорт — составная часть физической куль­туры, средство и метод физического воспитания, система орга­низации, подготовки и проведения соревнований по различным спортивным дисциплинам. Включает в себя подсистемы: массо­вый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, спорт как учебный предмет, спорт как наука, спорт как зрелище, производство и бизнес.

Таким образом, педагогика спорта — одна из ветвей общей педагогики. Ее основы и источники находятся на стыке четырех групп общественных и естественных наук:

  1. общественные дисциплины (история, философия, логика, социология, этика, праксеология);
  2. психолого-педагогические дисциплины (психология, педа­гогика, акмеология);
  3. медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология, биология, генетика);
  4. теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.

Развитие общества на пороге XXI в. характеризуется тремя объективными тенденциями:

  • качественно новым уровнем социального общения между го­сударством и людьми;
  • качественно новым уровнем взаимодействия человека с ма­шиной;
  • качественно новым уровнем производства и управления им.

Эти тенденции ставят общество перед необходимостью изме­нения требований к отечественному образованию, подготовке молодых специалистов иного качества и масштаба мышления. Перед высшей школой возникают проблемные задачи обеспече­ния организационного и содержательного соответствия требова­ниям времени. Эта закономерность определяет условия совер­шенствования содержания, организации и методики учебно-вос­питательного процесса на кафедрах высших учебных заведений. Решение таких задач прежде всего состоит в повышении теоре­тического уровня и методических навыков специалистов по фи­зической культуре.

Содержание учебных предметов кафедр спортивно-практиче­ских дисциплин, их совершенствование базируется на взглядах основоположника теории физического воспитания профессора П. Ф. Лесгафта. В своем учении Петр Францевич особое внима­ние уделял воспитанию морально-нравственных сторон личнос­ти путем физических упражнений. Исходя из единства физиче­ского и психического, П. Ф. Лесгафт утверждал необходимость взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравствен­ным и эстетическим развитием человека. Его педагогические воззрения на психологию движений в связи с пониманием роли кинестетических ощущений в процессе становления и развития двигательного опыта были направлены на то, чтобы научить лю­дей «с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую ра­боту…». Методологическое положение П. Ф. Лесгафта о значи­тельной пользе для жизни обучения человека разнохарактерным движениям посредством физических упражнений является осно­вополагающим в деле совершенствования подготовки специ­алистов в области физической культуры.

В системе учебно-воспитательного процесса академий физи­ческой культуры кафедры спортивно-практических дисциплин занимают важное место, выполняя присущие только им образо­вательные функции. Преподаватели кафедры — мастера спорта по различным спортивным дисциплинам. Они вооружены зна­ниями теории и практики спортивной тренировки. С использо­ванием избранных студентами спортивных специализаций пре­подаватели готовят специалистов с высшим образованием, вла­деющих теоретическими и практическими основами спортивной подготовки, методическими навыками организации учебно-тре­нировочной работы и проведения соревнований по разнообраз­ным видам спорта. Выпускникам вменяется в обязанность уме­ние использовать спорт в интересах военно-патриотического воспитания населения.

Учебной целью физкультурного вуза является процесс разви­тия, обучения, образования, нравственного воспитания и психо­логической подготовки студентов с опорой на избранный вид спорта и в интересах профессионально-педагогической подго­товки высококвалифицированных специалистов в области физи­ческой культуры. Такая подготовка основывается на реализации ряда базовых педагогических категорий, к которым относятся развитие, психологическая подготовка, обучение, воспитание, образование и социализация.

Какой же смысл в эти понятия вкладывает спортивно-педаго­гическая наука?

Развитие человека (интеллектуальное, физическое) с фило­софской точки зрения понимается как закономерное изменение материи и сознания, в результате чего возникает новое качест­венное состояние объекта. Процесс развития может идти по вос­ходящей линии — прогрессировать или по нисходящей линии — регрессировать. В последнем случае объект деградирует: теряет старые положительные свойства, не приобретая новых. В педа­гогике высшей школы принято понимать развитие как целеустремленный, планомерный и непрерывный процесс совершенство­вания умственной и физической деятельности студентов по­средством содержания учебных дисциплин и определенного уклада жизнедеятельности в соответствии с будущей профессией и ус­ловиями работы.

Развитие студентов связано с обучением и воспитанием, что требует значительных усилий и мастерства со стороны педагога, перед которым стоит задача научить их анализировать, синтези­ровать, обобщать, конкретизировать, а при необходимости и уметь абстрагироваться, принимая профессиональные решения. Развитие базируется на творческом мышлении образованного и культурного человека. Гармония и красота всегда отражали стремление человека к физическому развитию, к умению моби­лизовать в нужный момент физические и духовные силы. Поэтому процесс развития предполагает не только совершенствование у студентов психических качеств, но и создание новых психологи­ческих структур, необходимых для профессиональной деятель­ности.

В теории физической культуры принято употреблять термин «развитие» по отношению к физическим качествам (развить си­лу, быстроту, выносливость). Глагол же «формировать», как пра­вило, применяется по отношению к двигательному навыку (сформировать у фехтовальщика навыки в атаках «на видение», у рукопашников — чувство дистанции, времени и т. п.). Упо­требление термина «формирование» (в смысле придания че­му-либо определенной формы, законченности) в качестве сино­нима «развитие» будет оправданно и грамотно лишь в опреде­ленных случаях.

Психологическая подготовка — это целеустремленный, ор­ганизованный процесс формирования у студентов средствами спорта эмоционально-положительного и стойкого отношения к профессии, внутренней готовности к преодолению трудностей и активного стремления к овладению спортивно-педагогическим мастерством.

Обучение — взаимообусловленный, целенаправленный, органи­зованный, планомерно и систематически осуществляемый про­цесс по передаче знаний, умений и навыков спортивных дисциплин и овладению ими. Обучение представляет собой основной путь получения специального образования по физической культуре. В ходе обучения от преподавателя требуется не только изложить систему каких-либо знаний, перечислить передовые методы, прие­мы и правила рациональной спортивной работы, но, главное, уметь вызвать у обучаемых интерес к познанию предмета, к творческому поиску и эвристическому открытию уже известных истин: «Самые прочные знания те, которые мы активно добыва­ем сами». Обучения без воспитания не бывает. Обучение в той или иной мере всегда воспитывает.

Воспитание (от лат. educare — вытягивать) в буквальном смысле означает «выращивание». Русскому слову «воспитание», которое имеет своим корнем глагол «питать», соответствует си­ноним «кормить». Поэтому в древнерусском языке слова «вос­питание» и «вскармливание» — синонимы. Слово «воспитание» употребляется в широком и узком, социальном и педагогиче­ском смысле. Демокрит (460—370 гг. до н. э.) выразил сущность воспитания следующим образом: «Природа и воспитание по­добны. А именно воспитание перестраивает человека и, преоб­разуя, создает [ему вторую ПРИРОДУ]». Воспитание — это про­цесс систематического и целенаправленного воздействия на ду­ховное и физическое развитие личности в целях ее подготовки к производительной общественной и культурной деятельности. Цели, содержание и организация социального воспитания опре­деляются господствующими общественными отношениями.

В педагогическом смысле под воспитанием понимается целе­направленная, организованная система воздействий средствами физической культуры в интересах формирования у людей миро­воззренческих позиций, нравственных идеалов, норм и отноше­ний, эстетического восприятия и отношения к действитель­ности, высоких специальных качеств и, безусловно, потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. «Хо­рошими люди становятся больше от упражнения, чем от приро­ды» (Демокрит).

В узком смысле термин «воспитание» может употребляться, когда под ним понимается специальная педагогическая работа, направленная на формирование конкретных навыков, свойств, взглядов и убеждений студентов. Термин «воспитание» можно применять в значении, когда подразумевается лишь одна из ка­ких-либо сторон воспитания: воинская, физическая, нравствен­ная, правовая, экологическая и т. п.

Понятия «физическое воспитание» и «физическое образова­ние» специалисты различали еще во времена П. Ф. Лесгафта. Прерогативой области воспитания были «нравственные каче­ства человека и его волевые проявления», то есть выработка характера путем занятий физическими упражнениями и спор­том.

Слово «образование» издавна понималось двояко:

  • собственно процесс усвоения человеком определенной систе­мы знаний, навыков и умений;
  • результат этого процесса, выраженный определенными уров­нями теоретической и практической подготовки человека.

Задачи «физического образования» у П. Ф. Лесгафта по ши­рине диапазона и глубине понимания диалектично соответствуют современному пониманию воспитывающего обучения. «Умствен­ный рост и развитие, — писал П. Ф. Лесгафт, — требуют соот­ветствующего развития физического». Система «физического образования», предложенная П. Ф. Лесгафтом, решая попутно задачи оздоровления и гигиены, реализовывала связь физиче­ского воспитания и образования с умственным развитием, нрав­ственным и эстетическим воспитанием, и что особенно ценно — она была целиком направлена на подготовку к производитель­ному труду.

Между обучением, развитием, психологической подготовкой и воспитанием существуют сложные и противоречивые взаимо­связи. Идейная направленность специального образования дела­ет его сущность монолитной. Система физкультурного образова­ния становится привлекательной силой по мере сознательного выбора студентами будущей профессии. Если же мы подвергнем анализу уровень учебно-воспитательного процесса отдельной кафедры, то увидим, что интерес к предмету непосредственно связан с содержанием учебного материала, организацией про­цесса его усвоения, а также с объемом знаний, умений и навы­ков, подлежащих проверке на зачетах и экзаменах.

Учебно-воспитательный процесс кафедры и его организация имеют определенную логику (от греч. logos — слово, мысль, раз­ум). Система, лежащая в его основе, направлена на решение воп­росов специального образования и нравственного воспитания средствами спорта. Учебные занятия студентов организуются та­ким образом, чтобы сформировать специалиста, способного к работе в области физической культуры в XXI веке. Изучение ис­тории спорта способствует развитию творческого мышления, критичности при осмысливании имеющегося опыта, стремлению к самообразованию, вырабатывает навыки оптимального реше­ния разнообразных спортивно-педагогических задач. Учет таких факторов, как благоприятный психологический климат, добро­вольность и интерес обучаемых к учебно-тренировочным заня­тиям, повышает эффективность процесса социализации. Совмещая тяжелые физические нагрузки и умственную работу, студент создает предпосылки к овладению истоками профессионально-педагогического мастерства, что в дальнейшем обеспечивает до­стойное место субъекту в обществе.

Социализация в педагогике спорта понимается как целеуст­ремленный процесс усвоения человеком общественно значимых норм, ценностей и знаний в ходе занятий спортом. Формирова­ние полноправного члена общества при помощи занятий опре­деленной спортивной дисциплиной — трудноуправляемый и противоречивый процесс, зависящий от социально-экономиче­ской структуры государства и подверженный влиянию много­численных спонтанных факторов. В основе социализации лежит идея социального раскрепощения субъекта.

Идея раскрепощения уходит в глубь истории военно-педаго­гической мысли. Например, Ф. Энгельс, отмечая превосходство легкой французской пехоты, писал: «…в каждой казарме имеется фехтовальный и танцевальный залы. В первом обучаются фехто­ванию на рапирах и палашах; во втором обучаются танцам и борьбе… Каждый солдат может выбрать тот вид упражнений, ко­торому он будет обучаться, но один из этих видов он обязан изу­чить… Все эти упражнения, равно как и гимнастика, в собствен­ном смысле этого слова, изучаются не потому, что они необходи­мы сами по себе; обучение этим упражнениям проводится пото­му, что они вообще развивают физическую силу и ловкость у солдат и придают им большую уверенность в себе… Залы отнюдь не являются местом, где выполняются скучные обязанности, — напротив, они представляют собой нечто привлекательное и удерживают солдата в казармах даже в свободное от занятий время; он идет туда для развлечения; если в строю он был не бо­лее чем машиной, то здесь со шпагой в руке он независимый че­ловек, пришедший померяться с товарищами своей ловкостью; и вся та уверенность в своей быстроте и ловкости, которые он при­обретает здесь, принесет большую пользу для службы…»

Идеи о высвобождении способностей человека, о многообра­зии форм воспитания являются прочной основой педагогики спорта. Значимые для молодых людей и полезные для професси­онального дела виды спорта наполняют досуг молодежи конк­ретным содержанием. Спорт из общественно-исторического явле­ния превращается в условие формирования здорового, творчески активного поколения. Любые спортивные дисциплины или их комбинации могут быть использованы при создании эффектив­ных спортивно-педагогических систем, обладающих мощным по­тенциалом воспитательного воздействия. В качестве организа­ционно-методического принципа в данном случае выступает условие эмоционально положительного соучастия старших и младших в спортивных тренировках и соревнованиях, что спо­собствует преемственности знаний и товарищескому сплочению. При таком подходе квинтэссенцией содержания высшего специ­ального образования становится единство процессов развиваю­щего обучения и патриотического воспитания. Необходима не репродуктивная передача формальных знаний с развитой у обу­чаемых привычкой к готовым рецептам, а конструктивный под­ход к обучению с задачей развивать у выпускников способность к проектированию эффективных систем физического воспита­ния.

Учебные цели спортивно-педагогической кафедры, составляя звено в системе подготовки специалиста, органично вписываются в единый педагогический процесс вуза. Созданный таким обра­зом механизм спортивно-педагогического образования способст­вует развитию студенческого творчества. В этом случае условия учебно-воспитательной среды выступают в виде социально-пси­хологических детерминант. Ими определяются уровни качества знаний, поведения и практической деятельности студентов-спортсменов. Чтобы обеспечить нормальные условия протека­ния учебно-воспитательного процесса, профессорско-препода­вательский состав вуза обязан стоять на конструктивных, научно состоятельных и практически целесообразных позициях. Издерж­ки поведения спортсменов, нарушения ими учебной дисципли­ны, отсутствие у них желания учиться свидетельствуют о плохо продуманной и недостаточно отлаженной системе воспитываю­щего обучения.

В ходе обучения различным спортивным дисциплинам, кото­рое носит поэтапно-ступенчатый характер, у студентов происхо­дит развитие интеллектуальной, психомоторной, эмоционально-волевой и соматической сфер, формируются положительные ка­чества характера, повышается уровень индивидуальной психоло­гической подготовки. Участие в организации спортивных сорев­нований и судействе соответствует стремлению студентов к са­мосовершенствованию в педагогике спорта. Например: развить силу и красоту тела, научиться переносить и терпеть большие физические нагрузки, воспитать в себе уверенность в победе в единоборстве с противником и т. п. Таким образом, в основании педагогической задачи по созданию положительно активирован­ного отношения студентов к освоению содержания учебной про­граммы лежат следующие принципы:

  • стремление к красоте человеческого тела;
  • повышение физической работоспособности, выносливости;
  • формирование веры в себя, в свои интеллектуальные, психо­моторные и эмоционально-волевые возможности;
  • умение владеть собой на основе высокой нравственной куль­туры.

Фактор соучастия в спортивных тренировках, соревнованиях и судействе способствует росту взаимных коммуникаций в референтных человеческих группах. Эти взаимодействия затем могут переходить в более сложные процессы дружеских общений. В таком случае число увлеченных спортом людей возрастает по типу «снежного кома». За счет любознательности и взаимообучения ускоряется освоение сложных двигательных навыков. Процесс развивающего обучения в спорте осуществляется при помощи системы воспитательных воздействий, которая преду­сматривает формирование у спортсменов взглядов, основанных на нравственных, патриотических и воинских традициях Россий­ского государства. Соблюдение вышеназванных принципов в со­стоянии обеспечить жизнеспособность отечественной педагоги­ки спорта. Вместе с тем необходимо признать, что разработка «дерева целей» спортивного воспитания относится к малоизу­ченной проблеме формирования положительных характерологи­ческих качеств личности в процессе занятий спортом, что само по себе представляет сложную теоретическую и эксперимен­тальную задачу. Ее предстоит решать в дальнейшем, используя данные практического опыта и научных обобщений.

Педагогика спорта определяет воспитательную работу с тренерами как систему целеустремленных, взаимосвязанных, взаимодополняющих воздействий содержательного и организа­ционного порядка, составляющую единый комплекс мероприя­тий с целью гармонического и непрерывного развития специа­листов, повышения их общей культуры и профессионально-пе­дагогической подготовки.

Система воспитательной работы зависит от условий жизни и менталитета общества, а также от актуального состояния высше­го образования. Она составляет основу нравственного, правово­го и эстетического воспитания тренеров по видам спорта и спортивных коллективов. Основные направления воспитательной ра­боты реализуются при сочетании различных направлений и форм (табл. 2).

Таблица 2

Основные направления воспитательной работы с тренерами по спорту

Основные направления работы

Формы работы

В области умственного воспитания

Чтение классических произведений, эврис­тические беседы; интеллектуальные игры; компьютерное образование; изучение иностранных языков

В области нравственного воспитания

Этическое просвещение; исполнение общественно полезных дел

В области военно-патри­отического воспитания

Знакомство с историей России; подготовка и служба в Вооруженных Силах РФ

В области эстетического воспитания

Развитие эстетического понимания и вкуса (театр, выставки художественных произве­дений, музеи)

В области физического воспитания

Систематические физические тренировки и закаливание

Однако, как показывает опыт, многие тренеры, овладевая в вузах физической культуры теорией и методикой спортивной тренировки, затрудняются на практике осуществлять непрерыв­ные воспитательные воздействия. Одной из причин этого явля­ется недостаточная разработанность вопросов теории спортив­ного воспитания и как следствие — упущения в воспитательной работе со спортсменами.

Сущность спортивно-педагогической деятельности тренера составляет решение ряда и спортивных, и воспитательных задач в их единстве: не умел — научился, не мог — смог, не знал — узнал, не понимал — понял, не верил — поверил и т. д.

Успешное решение задач, возникающих в спортивной прак­тике, обусловлено:

  • способностями и умениями тренера;
  • спецификой спортивно-педагогического труда;
  • общими и специальными требованиями к тренеру.

Деятельность тренера предполагает наличие у него определен­ных педагогических способностей и умений. К ним относятся:

1. Гностические способности, предполагающие непрерывное развитие интеллекта и своих познавательных возможностей, по­стоянное выявление причин нежелательных последствий, кото­рые могут возникнуть в спортивно-педагогическом процессе, и умение их нейтрализовывать. Тренеру нельзя замыкаться в узком круге технологических знаний, господствующих в его виде спор­та. Ему необходимо критически осмысливать передовой опыт, накопленный в других видах спорта, уметь транспонировать дан­ные философии, истории и многих других наук, применяя их в спортивно-педагогической практике. Поэтому одной из актуаль­ных задач педагогики спорта в физкультурных заведениях явля­ется подготовка преподавателей (тренеров), наученных учиться не репродуктивно, а на уровне исследования, умеющих «воспи­тывать воспитателей».

2. Конструктивные способности, которые предполагают уме­ние преподавателя (тренера) отбирать талантливых учеников, прогнозировать их результаты, проектировать частную методику спортивной подготовки (воспитания) в соответствии с постав­ленными целями.

3. Коммуникативные способности, требующие от преподава­теля (тренера) умения устанавливать правильные отношения со спортсменами и ближайшим окружением, корректируя их в соот­ветствии с развитием системы взаимоотношений, формировать спортивный коллектив, имеющий прочные традиции, и направ­лять его воздействие на отдельную личность.

4. Организаторские  способности,   которые   проявляются   в умении создать необходимые условия для качественного и эф­фективного протекания  спортивно-педагогического  процесса. Сюда относятся материально-техническая база, медико-биоло­гическое  обеспечение,  мероприятия  по  улучшению  жилищно-бытовых условий, обеспечение психологического комфорта и жизненной перспективы спортсменов.

Специфика спортивно-педагогической деятельности тренера объективно обусловлена рядом особенностей.

Первая особенность — необходимость высоких нравствен­но-мировоззренческих качеств тренера.

Вторая особенность — строгая регламентация поведения на основе моральной и юридической ответственности. В то же вре­мя, как показывает практика, отчетливо вырисовывается другая сторона отношений «тренер — спортсмен», выраженная особым тактом, чуткостью, доверительностью, можно сказать, братством между воспитателем и воспитанниками. Особо это проявляется в спорте высших достижений, где высока опасность получения травмы или даже увечья.

Третья особенность — многообразие видов тренерского тру­да. Есть тренеры, которые успешно работают с детско-юноше­ским контингентом, другие — умело готовят мастеров спорта, третьи — способны доводить спортсменов (команды) до высших результатов международного класса и рекордов. К этому необ­ходимо добавить и различные виды спорта. На сегодняшний день в России очень много спортивных дисциплин, по которым присваиваются спортивные разряды и звания. Очевидно, что спортивно-педагогический процесс в различных видах спорта, например в шахматах и боксе, качественно различен и наклады­вает отпечаток на специфику тренерского труда.

Четвертая особенность — добровольность занятий спортом. Она определяет характер взаимоотношений спортсмена и трене­ра. Отсутствие контакта, доверия и уважения к тренеру может быть одной из причин ухода перспективного спортсмена. Высо­кие физические нагрузки, предельные эмоционально-волевые напряжения, риск потери здоровья, отрицательное отношение семьи — факторы, сопровождающие большой спорт. Они также могут послужить причинами прекращения спортивных занятий. В этой ситуации многое зависит от тренера.

Пятая особенность — способы общения в момент соревнова­ний. Спортивные соревнования относятся к экстремальным и сверхэкстремальным видам человеческой деятельности. На тре­нировках, во время спортивных сборов и в часы свободного вре­мени тренеры не испытывают трудностей во взаимоотношениях со спортсменами. Трудности возникают в период ответственных стартов, так как нервно-психическое напряжение, состояние психологического стресса испытывают не только спортсмены, но и тренеры. От тренера требуются большая выдержка и такт по отношению как к отдельному спортсмену, так и ко всей команде. Поведение тренера в момент соревнований существенно влияет на морально-боевой дух и результаты спортсменов.

Шестая особенность — высокий уровень физической конди­ции и технического мастерства. Авторитетность, внимательность, высокая коммуникабельность, доверительность при обсуждении «секретов» спортивного мастерства с воспитанниками во многом зависят от постоянной работы тренера над совершенствованием своих физических возможностей и теоретических знаний независимо от возраста. Это трудное, но совершенно необходимое усло­вие для успешной спортивно-педагогической деятельности.

Седьмая особенность — фактор времени в работе со спортив­ным коллективом. Объединение людей на основе занятий ка­ким-либо видом спорта носит непостоянный характер. Время объединения может варьироваться в широких пределах (от меся­ца — учебно-тренировочный сбор, до нескольких лет — сборная команда). Члены данного спортивного коллектива одновремен­но являются и членами других коллективов (по месту службы, учебы, работы и т. п.). Эти факторы усложняют работу тренера по созданию и руководству спортивным коллективом.

Восьмая особенность — высокий удельный вес основных ком­понентов тренерского труда: умственного, творческого, эмоци­онально-волевого, физического.

Особенности практической деятельности преподавателя (тре­нера) высшей квалификации определяют требования к его спор­тивно-педагогическому мастерству. Спортивно-педагогическое мастерство определяется как синтез высокоразвитого педаго­гического мышления, профессионально-педагогических знаний, спортивных навыков, умений и эмоционально-волевых качеств — все это во взаимосвязи с высокими моральными качествами лич­ности позволяет тренеру эффективно и качественно решать учебно-воспитательные задачи.

Сложная структура педагогического мастерства тренера включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные ком­поненты. К ним относятся:

  • высокая нравственность;
  • широта кругозора, высокий общий культурный уровень, эру­диция;
  • глубокое знание вопросов теории и практики спорта;
  • умение планировать спортивно-педагогический процесс и уп­равлять им;
  • мастерство в передаче специальных знаний — педагогически целесообразно организованное поведение тренера; владение техникой поощрения и принуждения; воздействие на других через спортивный коллектив; владение собой (голосом, мими­кой, жестом, эмоциями);
  • педагогический такт, чуткость по отношению к воспитанни­кам, положительно окрашенная манера поведения и довери­тельность общения со спортсменами;
  • подвижное мышление, умение схватывать сущность педагоги­ческой ситуации и быстро принимать решение о характере необходимых воздействий;
  • способность выслушивать собеседника, понимать воспитуемого, намечать его жизненную перспективу;
  • высокие организаторские качества и стремление к передово­му;
  • высокая требовательность, основанная на подлинном гума­низме.

Сочетание приемов, способов, методов и форм процесса вос­питания является залогом успеха в формировании индивидуаль­ного стиля спортивно-педагогической деятельности, который может качественно совершенствоваться при ярко выраженной склонности и любви к выбранной профессии, а также путем вдумчивой и кропотливой работы спортивного педагога над вы­работкой у учеников потребности к самовоспитанию.

Самовоспитание — это целеустремленная, активная деятель­ность, направленная на формирование и развитие у себя поло­жительных привычек, личностных качеств (с устранением отри­цательных) в соответствии с осознанными общественными по­требностями и личным планом самосовершенствования.

Стремление человека к самосовершенствованию объективно, так как его мышление категориально от природы и обусловлено физиологическим строением человеческого мозга. Все явления окружающей действительности человек независимо от образова­ния может нравственно разделить на «хорошо» и «плохо». Это составляет основу побуждений и мотивов индивида к самосовер­шенствованию: самовоспитанию, самообразованию, саморазви­тию, самосозерцанию, самоуглублению.

Самовоспитание специалиста в области физической культу­ры — тренера высшей квалификации — отражает специфику пе­дагогической деятельности. Тот, кто серьезно готовит себя к этой специальности, должен не только сам уметь воспитывать себя, но и владеть методикой руководства самовоспитанием, то есть уметь готовить спортсмена к самовоспитанию, прививать ему на­выки и умения самостоятельной работы над собой. Методы и средства по руководству самовоспитанием спортсменов стано­вятся эффективными, если обеспечены следующие условия:

1. Высокое качество преподавания спортивно-практических дисциплин в академии физической культуры. Студенты академии являются, как правило, мастерами спорта. За их плечами многолетний опыт выступлений в большом спорте. Если содержание учебной программы по «Теории и практике вида спорта» ока­жется ретроспективным, то предмет не вызовет заинтересован­ности в его освоении, а учеба будет носить формальный харак­тер. В этом случае преподаватель вуза, ограниченный рамками программы, не сможет пробудить у студента личную инициати­ву, учебную требовательность к себе, активность поиска, само­стоятельность, творчество — все то, без чего немыслима работа по самосовершенствованию. Высокое качество преподавания в то же время зависит от личности преподавателя (тренера), кото­рый должен быть принят студентами как непременный автори­тет передовой теоретической мысли и практического действия. Сама личность такого преподавателя станет побудителем в стрем­лении студентов к самовоспитанию.

2. Осознание студенческими коллективами академии физиче­ской культуры необходимости в постоянном самосовершенство­вании. Учебный студенческий коллектив — мощный инструмент вузовского воспитания (самовоспитания). При правильной пос­тановке дела в учебной группе студент получает все необходи­мое для всестороннего развития. Отношения между студентом и учебной группой по вопросам теории и практики самовоспита­ния должны быть согласованы, взаимосвязаны. Признаком спло­ченного студенческого коллектива является совпадение взгля­дов его членов по важным моментам самовоспитания. Напри­мер, общность ориентировки на определенный эталон поведе­ния и деятельности тренера — идеального исполнителя данной социальной роли. Роль учебного коллектива в самовоспитании его членов повышается, если есть актив, способный к нефор­мальному лидерству по руководству учебным процессом (плани­рование, контроль, коллективное обсуждение проблем, оценка результатов и корригирование недостатков). Для успешного ру­ководства процессом самовоспитания в учебной группе также необходимо, чтобы студенты осознали (независимо от уровня спортивного мастерства и вида спорта), что профессия тренера требует качественно более глубоких знаний и иных навыков и умений, нежели те, которые были получены ими через практику спорта.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский считал, что чело­век по-настоящему воспитывается тогда, когда он воспитывает другого человека; чувства собственного достоинства, чести, гор­дости пробуждаются в человеке при том условии, когда он вкла­дывает частицу своих духовных сил в другого человека, стремится сделать его лучше, видит в нем, как в зеркале, себя — свои нрав­ственные черты, творческие способности, мастерство.

Практическая тренерская работа у студентов академии физи­ческой культуры должна начинаться с первого курса. У студен­тов, которые ранее были в качестве спортсменов, появляется возможность на практике проверить теоретические знания, со­поставить результаты собственной практической деятельности с работой передовых тренеров. Это помогает осознать новые тре­бования и условия, что придает работе по самовоспитанию ак­тивный и организованный характер.

В методике руководства самовоспитанием можно условно выделить три основные части работы:

  • организационная;
  • информационная;
  • контрольно-исполнительская.

Организационная часть работы по руководству самовоспита­нием предполагает создание условий для комплексного осуще­ствления специальных мероприятий, направленных на обеспече­ние работы по совершенствованию своей личности. Если в ака­демии физической культуры практическая работа студентов в качестве тренеров не является обязательной и условия ее прове­дения не обеспечены организационно и материально, то об эф­фективности процесса самовоспитания говорить не приходится.

Информационная часть работы предполагает вооружение студентов знаниями, навыками и умениями по вопросам само­воспитания. Они изучают требования к тренеру и спортивно-пе­дагогическому процессу, учатся методам и приемам познавания личности и самооценки, работают над литературой по теории и методике самовоспитания. Все это становится побудителем к ак­тивной творческой деятельности по самовоспитанию, приобре­тая свойство устойчивого мотива.

Контрольно-исполнительская часть работы предполагает оценку и корригирование практики самовоспитания. С целью объективизации оценки процесса самосовершенствования ин­формация должна поступать по трем каналам: оценка результа­та деятельности руководством, товарищами по учебе, самооцен­ка. Сопоставление непосредственных и опосредованных данных позволяет правильно оценить успехи и устранить диспропорцию между результатами достижения и действительностью.

Таковы самые общие положения, отражающие состояние пе­дагогических проблем спорта, центральной из которых является подготовка будущего тренера-преподавателя, который, по об­разному сравнению профессора А. В. Барабанщикова, должен быть в одном лице «и автором-сценаристом, и режиссером-пос­тановщиком, и актером», а главное, стойким бойцом на поприще внедрения спорта в повседневный быт населения.

Педагогика спорта: Учеб. для студентов вузов / А.А. Сидоров, Б.В. Иванюженков,
A.А. Карелин, B.В. Нелюбин. — М.: Дрофа, 2000.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы