Главная » Статьи » Криптогенезис педагогики спорта в России

Криптогенезис педагогики спорта в России

Дата: 19 апреля 2019

На Руси состязания в интересах воинского воспитания актив­но проводились в поместных, стрелецких и казацких войсках в XI—XVI вв. Особой ловкостью и физической выносливостью от­личались казаки, которые в свободное от работы и походов вре­мя состязались в беге, скачках со стрельбой и рубкой, в кулачных боях и в других военно-прикладных упражнениях. Развитие естественных наук, появление огнестрельного ору­жия означало новые способы ведения войны. Вооружение и так­тика были основными условиями для возникновения и развития новых систем физического воспитания воинов.

В начале XVIII в. выделяется своей прогрессивностью русская система, в основу воинского обучения которой были положены требования устава1716 г.: «…непрестанно тому обучать, как в бою поступать». В со­держание обучения русских войск были включены: маршевая, строевая, тактическая подготовка, стрельба, штыковой бой и морские учения (для флота). Важным видом физической трени­ровки была маршевая подготовка — длительное передвижение в полном снаряжении, форсирование встречающихся водных пре­град. В результате такой системы физических тренировок рус­ские войска обладали высокой выносливостью и большими мар­шевыми возможностями. В1710 г. Семеновский полк из Москвы в Петербург прошел со средней скоростью45 кмв сутки.

Боевые учения, полевые маневры, штурм крепостей с приме­нением пехоты, артиллерии, кавалерии повышали физическую подготовленность солдат. Эта система впоследствии оказала большое влияние на формирование военно-педагогических взглядов А. В. Суворова в области боевого обучения и физиче­ской подготовленности войск. Вопросы теории и практики обу­чения и воспитания войск А. В. Суворов изложил в «Полковом учреждении», «Науке побеждать» и других трудах. Глубокий смысл системы А. В. Суворова, не потерявший актуальности и в наше время, заключался в обеспечении соответствия между целью, содержанием, результатом процесса боевой и физической подготовки войск. Основная цель и результат — готовность войск к высокоманевренному управлению, к смелым, быстрым, решительным боевым действиям и достижение победы над про­тивником — составляли единство содержательной, организаци­онной и методической стороны суворовской системы обучения и воспитания. Боевая учеба суворовских войск была организована таким образом, что автоматически обеспечивался высокий уро­вень физической и психологической подготовки как отдельного солдата, так и подразделений в целом, что в конечном итоге ре­шало исход боя. Впервые в войсках была введена утренняя тренировка — новая форма и средство повышения боевой выуч­ки и физического состояния солдат. В ее содержание включа­лась медленная и ускоренная ходьба с поворотами в различных направлениях, а также упражнения с оружием. Поощрение сол­датской инициативы, проявлявшейся в подвижных играх, народ­ных и военно-прикладных состязаниях, способствовало станов­лению особого морально-психологического духа, который всегда присутствовал в войсках А. В. Суворова.

Методика обучения и воспитания солдат, которой владели командиры всех степеней и успешно претворяли ее в жизнь, предусматривала:

  1. обучение рассказом и личным показом без торопливости и жестокости;
  2. последовательность в прохождении материала обучения и непрерывность тренировок;
  3. доступность изучаемых приемов и планомерность в повы­шении нагрузок;
  4. высокую эмоциональность процесса обучения, несмотря на тяжесть и изнурительность учебных заданий;
  5. повседневную заботу о сохранении здоровья личного со­става, бодрости его духа.

Ф. Энгельс, характеризуя подобную систему боевой подготов­ки, указывал: «…если новая система требовала меньшей мушт­ровки и парадной точности, то она делала необходимым и боль­шую быстроту, большее напряжение сил, большую сообрази­тельность».

Развитие педагогической теории и практики спорта в русской армии в XIX — начале XX в. отмечено рядом событий (табл. 6).

Таблица 6

Вехи развития педагогической теории и практики спорта в России (1816—1917 гг.)

Годы

События

Теоретическая и практическая значимость

1816

Организованы первые во­енно-спортивные учебные заведения по подготовке мониторов по фехтованию

Положено начало военно-физкультурному образованию

1820—1830

В войсках вводятся учеб­ные занятия по фехтова­нию и гимнастике

Выделение самостоятельных предметов обучения, имеющих спортивную направленность

1838

Утверждено руководство «Военная гимнастика и фехтование на штыках и на саблях верхом»

1861

Введены в действие «Пра­вила обучения гимнастике в войсках» и «Правила обучения употреблению в бою штыка»

Учебные занятия узаконены в качестве основной формы физической подготовки

1872

Введено «Руководство по гимнастике для резервных и действенных войск»

Зарождение новой формы физической подготовки войск — физические упраж­нения в особых условиях

1874

Отменена рекрутская сис­тема комплектования ар­мии и сокращены сроки службы

Созданы предпосылки дальнейшего развития спорта в армии

1879

Появление первого «Наставления для обуче­ния войск гимнастике»

Сформулированы задачи, средства, содержание и спосо­бы оценки физической подго­товки войск

1912

Участие команды России в V Олимпийских играх

Подтверждена неспособность царизма создать необходимые условия для развития массово­го и большого спорта

1914

«Мобилизация спорта» правительством с целью улучшить физическую подготовку боевых резер­вов царской армии

Официальное признание закономерности взаимосвязей между спортивной подготов­кой и боеспособностью войск

Отмена крепостного права, военные реформы после пораже­ния в Крымской войне явились толчком к разработке вопросов теории, организации и методики физической подготовки и спор­та в русской армии. Непосредственной причиной, повлиявшей на изменение отношения к необходимости совершенствования системы физической подготовки войск, стали объективные дан­ные врачебного обследования призывного контингента 1876— 1879 гг., согласно которым 17,8—21,3% молодежи царской Рос­сии признавались негодными к военной службе по состоянию здоровья.

В1879 г. появляется первое «Наставление для обучения войск гимнастике», где просматривается контур системы физи­ческой подготовки войск, намеченный на основе обобщения 30-летней практики и подведения итогов передовой военно-теоре­тической мысли.

Решающая роль в развитии вопросов теории физической под­готовки войск принадлежит М. И. Драгомирову, П. Ф. Лесгафту, А. Д. Бутовскому.

Генерал от инфантерии Михаил Иванович Драгомиров (1830— 1905), являясь убежденным последователем системы А. В. Суво­рова, рассматривал физическую подготовку войск в качестве средства воспитания у воинов и физических (выносливость, си­ла, быстрота), и психологических (смелость, решительность) ка­честв. Он впервые поставил вопросы о специальной направлен­ности физической подготовки в артиллерии, кавалерии и пехоте.

Петр Францевич Лесгафт (1835—1909), доктор медицины и хирургии, «завершил своей теорией физического образования и разработкой теории семейного воспитания стройное здание про­грессивной русской педагогики XIX века, фундамент которого заложили Герцен и Белинский, а корпус и детали построили Чернышевский, Добролюбов, Пирогов, Толстой и Ушинский».

Генерал-лейтенант русской армии Алексей Дмитриевич Бутов­ский (1838—1917) — военный педагог, основатель курсов подго­товки офицеров-воспитателей кадетских корпусов, активный участник возрождения современных Олимпийских игр (был чле­ном-учредителем Международного Олимпийского комитета).

Оживление спортивного движения в начале XX в. обусловле­но, с одной стороны, развитием капитализма в России и переходом его в стадию империализма, с другой — стремлением цар­ского правительства использовать все возможные средства для усиления боеспособности войск. Передовые позиции активного влияния на спортивную жизнь России с1909 г. принадлежат Главной гимнастическо-фехтовальной школе. Ее постоянный и переменный офицерский состав, выступая организатором состя­заний на первенство Петербурга и России, принимал участие в составе сборных команд в международных турнирах и спортив­ных праздниках.

О значимости этой работы свидетельствует факт награжде­ния преподавателя школы Ф. Эрбена за отличную подготовку офицеров переменного состава к спортивному празднику орде­ном Станислава 2-й степени.

К выдающимся спортивным событиям того времени следует отнести завоевание золотой олимпийской медали в фигурном ка­тании на коньках Н. А. Паниным-Коломенкиным (1908), а также выигрыш Кубка наций (Лондон, 1912) командой русских офи­церов-конников. Но это был успех талантливых одиночек. Спор­тивная общественность отмечала, что Россия потерпела на V Олимпийских играх в Стокгольме «вторую Цусиму».

Царизм был неспособен создать условия для развития массо­вого и большого спорта. В1914 г. предполагаемое преобразова­ние Главной гимнастическо-фехтовальной школы в спортивный институт не состоялось из-за начавшейся Первой мировой вой­ны. Деятельность школы, как и всех военно-спортивных учреж­дений, подчиняется военным целям — обучению личного соста­ва армии приемам рукопашного боя.

Педагогика спорта: Учеб. для студентов вузов / А.А. Сидоров, Б.В. Иванюженков,
A.А. Карелин, B.В. Нелюбин. — М.: Дрофа, 2000.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы