Главная » Статьи » Методические особенности воспитания скоростно-силовых способностей

Методические особенности воспитания скоростно-силовых способностей

Дата: 17 апреля 2019

Скоростно-силовые способностиЦентральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей — это проблема опти­мального сочетания в упражнениях скоростных и силовых харак­теристик движений. Трудности ее решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально.

Обусловленные этим противоречия меж­ду скоростными и силовыми характеристиками движений устраня­ются на основе сбалансирования их таким образом, чтобы достига­лась возможно большая мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты действия.

Из биомеханики известно, что наибольшая механическая мощность при мы­шечных сокращениях, вообще говоря, достигается, если скорость сокращений и величина преодолеваемых отягощений составляют примерно 1/3 от предельных. Однако многие двигательные действия по условиям их эффективного использо­вания в физическом воспитании и в жизни необходимо выполнять с большей скоростью и с различными отягощениями. В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, какая возможна в условиях заданного отягощения и при которой можно сохранять правильной технику движений (так называемая контро­лируемая скорость); внешние же отягощения лимитируют в пределах, не превы­шающих в большинстве случаев 30–40 % от индивидуально максимального. Ис­ключения составляют случаи, когда в целевых действиях необходимо преодоле­вать более значительное отягощение, как, например, при специализации в тяжелой атлетике.

Особенно строгое нормирование внешних отягощений необходи­мо тогда, когда они применяются для усиления требований к скоростно-силовым способностям в скоростных действиях, которые а естественных условиях выполняются с незначительными внеш­ними отягощениями или вовсе без них (метание мяча, других легких предметов, прыжки и т.д.). Дополнительные отягощения здесь жестко лимитируются — так, чтобы они не искажали струк­туры и не ухудшали качества действий.

Применительно к ряду двигательных действий такая мера отягощений найде­на экспериментально либо практическим путем. Так, для увеличения мощности отталкивания в прыжках в высоту эффективным и не вносящим серьезных искажений в технику движений является регулярное чередование прыжков через планку о обычных условиях и прыжков с внешним отягощегием, составляющим 3-5% от собственного веса спортсмена (Ю. Портнов, цит. по: Л. П. Матвеев, 1991), а для достижения мощ­ности финального усилия копьеметателя – чередование метаний стандартного копья и более тяжелого, весом до 3 кг (Е. Матвеев, цит. по: Л. П. Матвеев, 1991). Из этих примеров, кстати, видна и такая типичная черта методики применения скоростно-силовых упраж­нений, как системное варьирование отягощений, при котором упражнения, выполняемые без внешнего отягощения или с незначительным отягощением, череду­ются в определенном порядке и пропорции с упражнениями, выполняемыми с до­бавочным отягощением.

Другой методический подход основан на использовании тони­зирующего следового эффекта, который создается преодолением повышенного отягощения непосредственно (за несколько минут) перед выполнением скоростно-силового упражнения. Например, короткая серия подъемов штанги большого веса перед прыжками или метаниями может способствовать проявлению повышенной мощности движений в прыжках или метаниях (Ю. В. Верхошанский, 1970). Содействующим фактором здесь явля­ется, по всей вероятности, прежде всего остаточное нервно-мышеч­ное возбуждение, созданное предшествующим интенсивным напря­жением. Этот эффект не постоянен, он достигается лишь при адек­ватном регулировании тонизирующей нагрузки и следующего за ней интервала отдыха.

Действенность скоростно-силовых упражнений в какой-то мере пропорциональна частоте включения их в недельные и более протя­женные циклы занятий при условии, однако, что в процессе вос­произведения их удается как минимум поддерживать, а лучше — увеличивать достигнутый уровень скорости движений (при задан­ном отягощении). Исходя из этого и нормируют суммарный объем скоростно-силовых упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вме­сте с тем и одним из основных критериев в регулировании интер­валов отдыха между повторениями: как только движения начинают замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить по­вторения.

Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограничен­ная величина применяемых в них отягощений позволяют выпол­нять их в каждом занятии серийно и по нескольку серий. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация ско­ростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при пов­торениях не допускать ухудшения скоростных характеристик дви­жений существенно лимитируют объем нагрузки.

Отсюда вытекает эмпирическое правило использования скоростно-силовых упраж­нений: «лучше заниматься чаще (в смысле частоты занятий в не­дельных и других циклах), но понемногу» (в смысле ограничения объема нагрузки в рамках отдельного занятия). Практически на большинстве этапов базового физического воспитания, когда число урочных занятий составляет 2—4 в неделю, различного рода скоростно-силовые упражнения целесообразно включать, как пра­вило, в каждое занятие (хотя бы по нескольку повторений), нор­мируя связанный с ними объем нагрузки в зависимости от кон­кретных особенностей упражнений и уровня подготовленности за­нимающихся.

Необходимая предпосылка плодотворного использования основ­ных скоростно-силовых упражнений предельной интенсивности — освоение техники аналогичных скоростных упражнений в облегченных условиях (на контролируемых скоростях. без внешних отягощений либо с небольшими добавочными отягощениями) и подготовка опорно-двигательного аппарата к интенсивным нагрузкам. На первых этапах физического воспитания такая подготовка обес­печивается преимущественно с помощью локальных и регио­нальных силовых упражнений без предельных напряжений, а затем и силовых упражнений общего воздействия. В рамках каждого отдельного занятии непременным условием качественного и нетравмоопасного выполнения скоростно-силовых действий является основательная разминка, средствами которой служат вспомогательные гимнастические и специально-подготовигельные упражнения, вы­полняемые с постепенным увеличением темпа и скорости движений.

Особенно тщательная подготовка и строгое нормирование на­грузки требуются при использовании скоростно-силовых упражне­ний ударно-реактивного воздействия. Концентрированное примене­ние упражнений такого рода с предельно выраженным моментом мгновенною перехода от уступающих к максимально мощным пре­одолевающим усилиям (рис. 1) оправдано после завершения в основном возрастного созревания опорно-двигательного аппарата и при условии систематической разносторонней физической подготовки. Даже в тренировке квалифицированных спортсменов граничные объемы таких нагрузок сравнительно невелики; согласно опытным данным, их рекомендуется нормировать примерно в следу­ющих пределах: число повторений в одной серии (в процессе серийного воспроизведения отдельного упражнения) – 5-10; число серий в рамках отдельного занятия  – 2–4; интервалы активного отдыха между сериями  – 10–15 мин.; число занятий, включающих такие нагрузки в недельном цикле,  – 1–2 (Ю. В. Верхошанский, 1970).

Кроме отмеченных черт методика воспитания скоростно-силовых способностей характеризуется частными особенностями, выте­кающими из специфики спортивной специализации. Этот раздел подготовки, являясь своего рода связующим звеном между собст­венно-силовой подготовкой и воспитанием скоростных способно­стей, должен отражать особенности соотношения быстроты и силы, оптимального для совершенствования в избранном виде спорта.

В принципе, чем больше степень отягощения, преодолеваемого спортсменом в условиях состязаний по избранному виду спорта, тем шире может быть диапазон целесообразного увеличения тренировочных отягощений при воспитании скоростно-силовых спо­собностей, и наоборот.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы