Главная » Статьи » Методика психологической подготовки канадских пловцов

Методика психологической подготовки канадских пловцов

пловцыХэп Дэвис, психолог национальной сборной Канады по плаванию, разработал методику психологической тренировки, которая позволяет пловцам даже после неудачных выступлений оценивать их в позитивном контексте, а не зацикливаться на негативе.

Как трансформировать негативную реакцию в положительную

Обдумывание неудачных выступлений

С этой целью совместно с группой канадских нейробиологов Дэвис решил заглянуть в головы членам команды в те моменты, когда они обдумывали свои последние неудачные выступления. При этом он ставил перед собой задачу трансформировать их негативную реакцию в положительную.

В ходе одного эксперимента Дэвис отобрал около десяти пловцов, которые не смогли пройти очень напряженные отборочные соревнования перед Олимпиадой-2004, и использовал функциональную МРТ для нейровизуализации их мозга. В другую группу испытуемых он включил спортсменов, которые пробились в сборную, но неважно выступили на Олимпиаде в условиях очень острой конкуренции.

Спортсмены смотрели видеозаписи своих неудачных заплывов. В это время аппаратура МРТ сканировала процессы в их мозге, фиксируя его участки с наибольшей активностью. После просмотра видео спортсменам дали задание, которое помогло бы им переоценить свое выступление и посмотреть на него в позитивном ключе. Потом пловцам вновь показывали те же видеозаписи.

Задание для спортсменов

Задание для спортсменов состояло из трех частей. Их попросили:

1) изложить свои впечатления от просмотра видео с неудачными выступлениями;

2) подумать над тем, что они сделали в ходе данного заплыва неверно (например, «Я просто не выдержал темпа» или «Мне нужно было увеличить длину гребка»);

3) вообразить себе, что они изменили бы в следующих выступлениях.

В первой части эксперимента у спортсменов отмечалась активность тех участков коры мозга, которые отвечают за эмоции, в частности миндалевидного тела. У них фиксировалась также возросшая активность префронтальной коры, которая, как мы помним, является главным виновником «паралича анализа».

И, наконец, ученые обнаружили, что у участников эксперимента менее активной стала двигательная кора, которая отвечает за моторику. Дэвис полагает, что последний феномен схож с замедлением активности движений животных, когда они пытаются избежать опасности и не видят выхода. Они останавливаются и ложатся на землю.

Иногда этот феномен называют осознанной беспомощностью. Он свойствен и людям, когда они ощущают утрату контроля над ситуацией и перестают активно стремиться к цели.

Но когда пловцы просматривали те же видеозаписи после ответа на приведенные выше вопросы, у них отмечалось снижение активности миндалевидного тела, зато существенно возросла активность долей мозга, которые контролируют сенсомоторику.

Освобождение от негативных переживаний

Освободившись от негативных переживаний после просмотра записей своих неудач, спортсмены по итогам опроса сумели переключиться на более позитивные моменты, что перенастроило их мозг на двигательную и соревновательную активность.

Пловцы известны тем, что, сорвав первый заплыв, обычно плохо выступают и в последующих. То же случается и в других видах спорта.

Гимнастке Алисии Сакрамоне методика психологической подготовки канадских пловцов очень пригодилась бы. Возможно, если бы она быстро и правильно оценила то, что произошло с ней на бревне, представила себя удачно выступающей в вольных упражнениях и подумала в позитивном ключе о будущих соревнованиях, она смогла бы добиться успеха. Но этого не случилось, и американская женская сборная по спортивной гимнастике упустила золото Олимпиады.

Описанная выше методика Дэвиса, похоже, приживается в сборной Канады по плаванию. Теперь психолог начал практиковать немедленную самооценку спортсменами своих выступлений сразу по их окончании.

Главное, что в ходе этих психологических тренингов пловцы должны сами предлагать пути улучшения своих результатов.

Сайен Бейлок. Момент истины.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы