Главная » Статьи » Методологические принципы спортивного отбора

Методологические принципы спортивного отбора

Прежде тренера мало интересовал процесс получения тех рекомендаций, которые предлагались научными работниками. Может быть, поэтому научные разработки с таким трудом находили себе дорогу в практику. В современных условиях, когда научное обеспечение различных сторон подготовки спортсменов завоевывает все большее признание, тренеры не без успеха проникают в тайны технологии исследований.

Выступая перед тренерами на всех уровнях, от ДЮСШ до сборных команд страны, автор убедился в возрастающем интересе специалистов к сугубо исследовательским проблемам отбора.

В последнее время резко возросло количество научных работ в области спорта вообще и отбора в частности. Многие из них посвящены методам отбора. Авторы предлагают порою различные методики, исходя в основном из тех аспектов, которые они углубленно изучали. Чтобы отобрать те, которые отвечают взглядам тренера и, по его мнению, обеспечат надежность отбора, ему необходимо тонко разбираться в способах получения научной информации.

Исходя из особенностей спортивной деятельности, вся система отбора в спорте и применяемые в ней критерии должны отвечать некоторым методологическим принципам.

Решая вопрос о выборе спортивной специализации и приеме в спортивные школы, кандидата рассматривают в единстве его психических и соматических характеристик, обращая внимание на уровень развития качеств и свойств, относящихся ко всем подструктурам личности и организма, вне зависимости от их генетической или средовой природы. Это предопределяет принцип комплексного подхода. Такой подход позволяет не только получить обширную информацию, но и сопоставить показатели, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности с точки зрения возможности формирования специальных способностей.

В различных видах спорта способности специальны, но они имеют и много общего. С этой точки зрения можно рассматривать спортивные способности вообще; способности, специфичные для группы видов, например спортивных игр; способности к данному виду спорта; способности, присущие спортсменам определенного амплуа в этом виде спорта; способности, характерные для игрока этого амплуа, обладающего определенным игровым стилем; наконец, индивидуальные способности. Такая пирамида, в основании которой находятся спортивные способности вообще, а в вершине — индивидуальные способности, заставляет оценивать способности при отборе последовательно снизу вверх. Положительное значение такой системы заключено в реализации диалектического единства процессов определения спортивной пригодности, спортивной ориентации и спортивного отбора. Поэтому можно сформулировать принцип единства пригодности, ориентации и отбора.

Отсев при отборе по причине непригодности к данному виду спорта связан с некоторым противоречием интересов ребенка и запросами вида спорта, в который отбор осуществляется. Но это противоречие усиливается, если неспособный все же принят и продолжает обучение в ДЮСШ. С этой точки зрения отбор является гуманным и социально оправданным мероприятием. Он должен учитывать как интересы спорта, так и интересы отдельной личности. На этом основании представляется необходимым выдвинуть принцип единства интересов спорта и интересов личности.

Прогнозирование при отборе базируется на оценке состояния качеств и свойств личности в период отбора и темпах их прироста. Однако темпы прироста настолько индивидуальны, что с трудом претендуют на роль критерия. Ориентация на темпы прироста спортивных достижений также малоэффективна, так как прогресс достижений также индивидуален вследствие различного биологического и умственного созревания (К. Куппер).

Целесообразным представляется изучение динамики успехов в обучении техническим приемам и способам действий. В спортивных играх это выражается в диагностике способностей к технической подготовке, индивидуальным тактическим действиям и взаимодействию. Этот принцип можно назвать принципом диагностики обучаемости. Обосновывая этот принцип, следует указать на то, что выполнение технических приемов и способов действий в модельных условиях меньше зависит от случайных и сбивающих факторов, чем спортивный результат, а также обеспечивается в основном стабильными и малокомпенсируемыми качествами.

Учитывая необходимость диагностики при отборе весьма широкого круга способностей, полезно исходить из, принципа последовательности и избирательности. Согласно этому принципу, вначале измеряются консервативные и малокомпенеируемые качества, затем консервативные, но компенсируемые, а затем лабильные и компенсируемые. Такая последовательность обеспечивает более ранний диагноз пригодности к данному виду спорта. Избирательность же заключается в выделении в отдельную подсистему тех качеств и свойств, которые наиболее ярко отличают эталонные контингента спортсменов в данном виде.

Вся информация, полученная в процессе изучения личности при отборе (предыстория, наследственность, социальные и другие факторы), должна быть использована не только для заключения о пригодности, но и в интересах дальнейшего воспитания спортсмена, особенно с целью индивидуализации подготовки.

Методы диагностики спортивных способностей и методы диагностики обучаемости органически сливаются в процессе начальной спортивной подготовки. На этом основании выделяется принцип единства отбора и воспитания спортсменов. К моменту отбора не все способности детей одинаково выражены. Это связано в первую очередь с различием их двигательного режима. Такое положение во многом снижает эффективность диагностики. Конечно, было бы идеальным, если бы объем и характер предшествующего двигательного режима были аналогичны у всех кандидатов в ДЮСШ. Недостижимость такого идеала очевидна, но существует возможность проводить предварительную подготовку к отбору, которая несомненно окупается оперативностью и уточнением прогнозирования при отборе и ориентации. Руководствуясь принципом предварительной подготовки к отбору, следует организовать школы по типу школ фигурного катания либо ориентировать программу начальной школы на внедрение в уроки физкультуры специальных программ, направленных на развитие способностей, характерных для групп видов спорта.

Ряд авторов указывают на необходимость диагностики биологической (В. К. Бальсевич) и психологической (А. В. Родионов) надежности при отборе. На примере ряда спортивных игр легко установить, что одни спортсмены отличаются высоким уровнем, другие — высокой стабильностью действий. Но только третьих, тех, кто силен в обоих компонентах, можно считать надежными. Значение биологической, психической и социальной сторон надежности вряд ли можно преуменьшить. С принципом надежности связаны подходы к диагностике эмоциональной устойчивости, здоровья, восстановительных процессов и т. п.

Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. — М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 11-15.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы