Главная » Статьи » Организация и управление процессом нравственного воспитания на уроке физической культуры

Организация и управление процессом нравственного воспитания на уроке физической культуры

Дата: 25 апреля 2019

Особое место в общей системе физического воспитания школьников занимает школьный урок, от воспитания нравственности которого зависит качество всей физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе. Эффективность воспитательной работы на уроке определяется следующими основными факторами:

  • твердой убежденностью учителя физической культуры в больших воспитательных возможностях своего предмета в целом и каждого урока в отдельности;
  • отчетливого представления учителя в воспитательной направленности всего хода урока и последовательным решением воспитательных задач от его начала до окончания;
  • четким пониманием учителем роли и места в уроке каждой воспитательной задачи;
  • определением оптимального количества и соотношения воспитательных задач в одном уроке;
  • подбором средств, методов и приемов решения воспитательных задач.

Результат воспитательного воздействия зависит от ясного представления цели, задач и итогов деятельности как учителем, так и учащимися на каждом уроке. Именно ясное представление того, каких задач нужно добиться на конкретном уроке, является одним из главных мотивов деятельности учеников.

Воспитательные задачи определяют направленность и эффективность всей системы обучения школьников и подготовки их к общественной и трудовой деятельности. Специально подобранные упражнения позволяют моделировать разнообразные жизненные ситуации, требующие определенные линии поведения воспитанников.

Большое воспитательное воздействие оказывает среда. Воздействие окружающей среды тем сильнее, чем меньше возраст и жизненный опыт человека. Для детей непосредственным раздражителем окружающей среды является: внешний вид учителя, его отношение к детям, уровень его профессионального мастерства; внешний вид спортивного зала, снарядов, оборудования, инвентаря; состояние раздевалок; внешний вид занимающихся на уроке и т.д., то есть вся школьная атмосфера, в которой осуществляется физическое воспитание.

При подведении итогов урока необходимо отмечать не только самого сильного, ловкого и выносливого, но и самого настойчивого, трудолюбивого и смелого. Убеждение в необходимости выполнения упражнения для развития силы, выносливости и т.д., сформированное в младшем школьном возрасте, позволит в средних и старших классах сохранить привычку их выполнения для совершенствования физических и морально-волевых качеств.

Выполнение на уроке упражнений, связанных с проявлением чувства робости, неуверенности в своих силах способствует воспитанию самообладания, правильной оценке своих сил, уверенности, чувства собственного достоинства. Обучая подобным упражнениям, учителю нужно объяснить детям, что проявление страха и неуверенности естественно, но именно с помощью этих знаний каждый ученик может и должен воспитать в себе смелость, решительность, самообладание.

Для достижения результатов воспитательного воздействия важно измерять не только уровень развития физических, но и морально-волевых качеств. Прирост личностных качеств можно измерить путем использования следующих приемов: увеличение высоты прыжкового снаряда; увеличение расстояния между снарядом и мостиком в опорных прыжках; установка на более далекое приземление в опорном прыжке; выполнение упражнений на полной опоре и т.д.

В зависимости от степени усложнения задания соответственно оцениваются проявленные качества и степень их увеличения: стал более смелый, более уверенный и отмечать это перед всем классом. По мере изменения отношения ученика к выполнению задания, отмечать это перед всем коллективом: стал более собранным, более внимательным, старательным, трудолюбивым и т.д., на него теперь можно положиться, можно поручить ответственное дело и т.д.

Рекомендуемая литература

  1. Актуальные проблемы нравственного воспитания // Под ред. Л. Ф. Колесникова. – Новосибирск, Наука, 1987.
  2. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 5.
  3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 1988.
  4. Богданова О. С., Катаева Л. И., Шемшурина А. И. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979.
  5. Визитей Н. Н. Физическая культура личности. – Кишинев: Штиинца, 1989.
  6. Воробьев Н. Е. Спортивная педагогика в Германии: становление, развитие, проблемы. — Волгоград: ВГАФК, 1997.
  7. Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственное воспитание школьников. 2-е издание, дополненное и переработанное. – Минск, 1988.
  8. Геращенко И.Г., А.И. Шамардин и др. О принципе неопределенности в спортивной педагогике. // Теория и практика физической культуры, 1998, № 9.
  9. Гурин В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.
  10. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  11. Козлов Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников. – Ростовский университет, 1983.
  12. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980.
  13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991.
  14. Озолин Н. Г. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена – М.: ФиС, 1958.
  15. Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1981.
  16. Станкин М. И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. – М.: Педагогика, 1987.
  17. Шилова М. И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.

www.fizkulturaisport.ru

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы