Главная » Статьи » Особенности методики начального отбора юных баскетболистов

Особенности методики начального отбора юных баскетболистов

Дата: 29 июня 2019

В современной педагогической практике подвижные игры используют­ся на начальном этапе формирования двигательной функции детей, а также при определении способностей к овладению спортивными навыками (Железняк Ю. Д., 1960; Портных Ю. И., 1960; Зинин А. М„ Кераминас С. А., 1964, Коротков И. М., 1971; Кудряшов В. А., Мирошникова Р. М., 1967; Бриль М. С., 1968).

Отличительными особенностями игр является их естественность и об­щедоступность, большая образовательная и воспитательная ценность. Даже самые сложные спортивные игры по существу являются лишь высшими формам к обыкновенных подвижных, игр. Занятия играми под руководством пре­подавателя не грозят какими-либо серьезным переутомлением, так как в иг­рах всегда имеется возможность для кратковременного отдыха и саморегули­рования детьми своей нагрузки. При анализе игры неоднократно подчеркива­лось, всестороннее влияние на организм занимающихся. Особенно велико по­ложительное воздействие баскетбола на растущий организм детей и подрост­ков, (Портных Ю. И., 1960).

Проведя исследование, Ю. И. Портных (1960) предположил, что при соблюдении известных условий, обучение игре в баскетбол можно начи­нать с детьми в возраст 9-10 лет.

В связи с популяризацией мини-баскетбола, стали появляться рекомен­дации по снижению нижней возрастной границы до 8-9 лет (Пинчук А., 1971; Федотов Б. В., 1971). Предложения эти были вызваны тем, что подготовка ре­зервов в спорте требует длительного, многолетнего совершенствования, по­этому необходимо своевременно выявлять способных детей к данному виду двигательной деятельности. Это позволит наилучшим образом обеспечивать планомерную подготовку спортсменов (Озолин Н. П., 1970; Стонкус С., 1970; Зельдович Т. А., 1972).

Мордмиллович Л. Ф. (1975) предлагает использовать баскетбол как средство физического воспитания в силу его доступности детям 8-9 лет. Но для обучения этому виду целесообразно применять подвижные игры, спо­собствующие формированию у детей широкого диапазона двигательных на­выков. Решающее значение в овладении навыками и воспитании интереса к баскетболу имеют, по ее мнению, устойчивые эмоциональные проявления де­тей, выражающиеся в бодром настроении желании бороться за достижение поставленной цели, точности в движениях, а также их целенаправленностью, инициативностью и общительностью.

Для проведения начального отбора в ДЮСШ по баскетболу были пред­ложены первоначальные занятия подвижными играми, по результатам кото­рых предполагалось давать рекомендации одаренным детям, для дальнейшего продолжения тренировок уже в спортивных школах (Мордмиллович Л. Ф., 1975).

Одной из приемлемых форм оценки одаренности детей в практике от­бора является тестирование, которое, несмотря на косвенность исследования качеств и свойств личности, вполне целесообразно ввиду достаточной надеж­ности результатов, простоты применения и быстроты получаемой информа­ции. На начальных стадиях отбора пригодны однократные тестовые испыта­ния (Бриль М. С, 1968) если они отвечают следующим требованиям:

  • одни и те же функции испытуемых исследуются в различных по характеру проявлениях и отражаются различными показателями тестов;
  • в итоговой оценке испытуемого синтезируется наиболее полный комплекс необходимых в игровой деятельности функций.

Целесообразной формой тестирования при отборе в спортивных играх следует считать подвижные игры (Бриль М. С. 1968).

И. А. Водянникова (1978) обращает внимание на прогностическую значимость показателей, определяющих способность юных баскетболистов к специфической ориенти­ровке. С целью совершенствования системы отбора в ДЮСШ, на основе комплексного подхода ею была изучена структура спо­собностей детей к ориентировке в условиях сложной двигательной деятель­ности. Игровая ориентировка юного баскетболиста в наибольшей степени обеспечи­вается временем простой и сложной двигательной реакции, временем дифференцирования, объемом поля зрения, оперативным мышлением, временем специфических двигательных действий.

О выявлении тесной связи времени простой и сложной двигательной реакции с показателями способности распределять и переключать внимание замечает Кричфалуший М. В. (1979). Чем короче латентный период двигательных реакций, тем быстрее испытуемый решает ситуационные задачи, тем шире у него границы периферического зрения. Координация и быстрота дви­гательных действий в большой степени определяют эффективность выполне­ния игровых действий.

Л. В. Капысова (2002) выделила 16 показателей морфофункционального и мотор­ного компонента для оценки специальной одаренности юных баскетболистов по трехбалльной шкале (табл. 1). Диагностика одаренности юных баскетболистов и их потенциальный уровень развития осуществляется со­гласно набранным каждым игроком баллов. Это позволяет количественно оце­нить и избирательно, и, вместе с тем, в целом одаренность ребенка для заня­тий баскетболом.

Таблица 1

Градации оценок морфофункционального и моторного компонента одаренности
юных баскетболистов 7-8 лет для начального отбора
и прогнозирования результатов

Показатели

Оценка в баллах

1

2

3

Длина тела, см

< 128

128 – 137

> 137

Рост, стоя с вытянутыми руками, см

< 159

159 – 172

> 172

Размах рук, см

< 126

126 – 137

> 137

Обхват грудной клетки, см

< 61,5

61,5 – 66,5

> 66,5

Вес, кг

< 24,5

24,5 – 31,5

> 31,5

Критическая частота световых мелька­ний, Гц

< 36,8

36,8 – 38,8

> 38,8

Пропускная способность мозга, бит/с

< 0,383

0,383 – 1,043

> 1,043

Максимальная прыгучесть, см

< 13,5

13,5 – 21,0

> 21,0

Быстрота отталкивания при выполнении вертикального прыжка, с

> 0,225

0,225 – 0,157

< 0,157

Максимальная анаэробная работоспо­собность (МАР), Вт

< 8,25

8,25 – 12,55

> 12,55

Время бега 6 м, с

> 1,8

1,8 – 1,58

< 1,58

Двигательная координация, град

< 222

222 – 282

> 282

Интегральный показатель координации

< 0,194

0,194 – 0,246

> 0,246

Время реакции рук, с

> 0,368

0,368 – 0,294

< 0,294

Время реакции ног, с

> 0,455

0,455 – 0,343

< 0,343

Время реакции выбора, с

> 0,533

0,533 – 0,423

< 0,423

Экспериментальные исследования Л. В. Капысовой (2002) показали также, что у юных баскетболи­стов 7-8 лет, поделенных на две группы – медиантов [1] и ретардантов [2], в соответ­ствии с их биологическим возрастом, – практически нет различий по психофизиологическому состоянию и физическим данным. При учете того, что по всем морфологическим показателям медианты опережают ретар­дантов, можно сделать вывод о большей перспективности ретардантов с точки зрения профессионального продолжения карьеры.

Выводы

Благодаря исследованиям Бриль М. С. (1968, 1980, 1993), Зельдович Т. А. (1969, 1970), Филина В П. (1972, 1976, 1983, 1990, 1998), Губы В. П. (1999, 2000), Старосты В. (2003) и др. начальные этапы спортивного отбора получили научное обоснование. Но, несмотря на то, что в научно-методической литературе постоянно подчеркивается важ­ность и необходимость эффективного управления многолетней подготовкой, отсутствуют общепризнанные методики, позволяющие произвести комплексную оценку двига­тельных способностей детей на этапе начального отбора для специализиро­ванных занятий баскетболом.

В результате проведенного теоре­тического анализа и обобщения в специальной литературы выявле­но, что система начального отбора для занятий баскетболом в настоящий мо­мент является недостаточно разработанной и не имеет общепризнанных качественных и количественных кри­териев для проведения оценки степени одаренности и дальнейшей перспек­тивности будущих баскетболистов. Вместе с тем, Капысовой Л. В. (2002) составлена трехбалльная шкала оценки различных сторон подго­товленности юных баскетболистов 7-8 лет. На основе ее разработаны кон­кретные градации по 16 показателям специальной одаренности для начально­го отбора и прогнозирования результатов.

Исходя из этого, можно полагать, что разработка методики начального отбора детей 7-8 лет, базирующейся на основе модельных характери­стик с учетом биологического возраста, позволит повысить эффективность отбора в баскетболе.



[1] Медианты (от лат. mediana – средняя) – дети с типичным, близком к среднему, биологическим развитием.

[2] Ретарданты – дети с отклонением в биологическом развитии в сторону замедления в пределах 1–2 лет.

http://fizkulturaisport.ru/

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы