Главная » Статьи » Почему в России не бывает дешевых авиабилетов

Почему в России не бывает дешевых авиабилетов

Дата: 2 августа 2019


13.10.2011
С 10 октября прекратила полеты «Авианова». Закрытием очередной авиакомпании нынче уже не удивишь. В середине лета со скандалом обанкротился «Континент», буквально две недели назад «отлеталась» «Кавминводыавиа». К тому же власти начали ужесточать требования к авиаперевозчикам: безопасность пассажиров превыше всего. Случай «Авиановы», однако, особый.

Эта авиакомпания работала по известному во всем мире принципу «дискаунтера» и продавала авиабилеты по крайне низким ценам. Больше дискаунтеров в России не остается. Еще одна компания, которую с натяжкой можно было назвать низкобюджетной — «Скай Экспресс», — до конца октября сольется с ­»Авиалиниями Кубани». Почему же так получилось? По идее в России спрос на дешевые авиабилеты должен быть покруче, чем на Западе: расстояния огромные, народ не особо богатый. Но…

«Авианова» стартовала в «кризисном» 2009 году. Уже в следующем, ­2010-м, компания обеспечивала 22% внутренних рейсов аэропорта «Шереметьево». А всего за 2010 год перевезла 1,3 млн. человек. То есть уверенно вошла в число тех самых 15 авиакомпаний, на которые у нас приходится до 90% пассажиропотока.

Были, однако, и тревожные сигналы. Все в том же 2010 году (единственный год, который компания проработала полностью) в «антирейтинге» самых непунктуальных авиакомпаний, составленном журналом Forbes, «Авианова» заняла 4-е место. По данным проверки, проведенной Росавиацией, с марта 2010-го по март ­2011-го компания отменила 1400 рейсов. Компании-дискаунтеры во всем мире не отличаются большой пунктуальностью, но отменять по сотне рейсов в месяц — перебор.

Причины отчасти в крайне высокой нагрузке. «Авианова» летала в 20 с лишним городов всего на шести самолетах. Как утверждают эксперты, получалось, что каждый самолет выполнял по четыре пары рейсов в день. Как объясняли в компании, за счет этого и получаются дешевые авиабилеты.

В самом деле цены на авиабилеты у «Авиановы» были такими, что за них пассажиры готовы были простить многое. Они начинались с… 300 рублей со всеми сборами. Это, конечно, в период акций, которые компания проводила достаточно регулярно. Но и вне акций выходило, что, скажем, из Москвы в Краснодар дешевле лететь «Авиановой», чем ехать в купейном вагоне.

Официальная версия причин, по которым авиа­компания теперь закрывается, — конфликт акционеров и большая операционная задолженность. Один из двух главных акционеров — американский инвестфонд Indigo Partners (у него 49% акций, 51% — у российской «А1 Групп») — прекратил финансирование проекта, а на прибыльность «Авианова» выйти не успела. К слову, фонд Indigo Partners финансировал выход на рынок и ряда авиакомпаний-дискаунтеров в других странах. Ряд его проектов оказался крайне успешным (в США, Венгрии и Сингапуре).

Нынешний первый замгендиректора «Авиановы» Константин Тетерин винит в сложившейся сейчас ситуации американского управляющего директора Эндрю Пайна (уже бывшего): «Было похоже, что человек прибыл в Африку и за бусы что-то здесь покупал… Были допущены колоссальные ошибки с точки зрения коммерческой политики. Все это привело к громаднейшему долгу».

Когда российские акционеры отстранили Пайна от управления «Авиановой», американцы и перестали давать деньги…

Оставим, однако, эти споры самим акционерам. По словам экспертов, кроме этих раздоров, есть и немало других причин, из-за которых проект, суливший большие надежды пассажирам, провалился.

«Классическая низкобюджетная авиакомпания может жить, если выполняется ряд условий. В России не выполняется почти ни одно из них, — комментирует ситуацию Роман Гусаров, главный редактор портала avia_ru — Во-первых, у нас нет столь развитой сети аэропортов, как в Европе, — дискаунтерам просто негде взять более дешевый аэропорт. Во-вторых, нет развитого рынка услуг для авиакомпаний — а потому и быстрого обслуживания в аэропорту. В-третьих, цены на авиакеросин устанавливаются монопольно… Плюс несовершенство законодательства и проблемы с летными кадрами. Те профессионалы, что есть, скорее согласятся летать с «Аэрофлотом» в Нью-Йорк, чем с дискаунтером в Ульяновск».

По прогнозам, совсем хоронить подобный ­авиабизнес в России все же не стоит. Но классических «низкобюджетников» мы в ближайшее время вряд ли увидим. Скорее компании будут использовать элементы дискаунтной схемы. Например, продавать очень дешевые билеты в рамках рекламной акции.

«Не думаю, что на направлениях, где летала эта компания, из-за ее ухода у других авиапредприятий очень уж вырастут цены, — считает Роман Гусаров. — Маршруты, на которых работала «Авианова», в основном не очень дальние — пассажиры пересядут на поезда, а не перейдут к другим авиакомпаниям, у которых совсем другие цены».

Другое дело, что уже не будет выбора между дешевыми авиабилетами и более дорогими. Если надо подешевле — остается только «летать поездами РЖД».

Главный принцип работы низкобюджетных авиакомпаний (они же лоукостеры или дискаунтеры): лишний сервис — за дополнительные деньги.

То есть стоимость авиабилета, как правило, подразумевает только возможность войти в самолет и сесть в кресло — как в автобусе. Причем может оказаться, что, как и в автобусе, билет будет без места. Все остальное: еда, напитки, возможность занять те места, которые больше нравятся (например, где можно свободно вытянуть ноги) — за дополнительную плату. Как правило, у «низкобюджетников» и более жесткие ограничения по бесплатному багажу: не более 8 — 10 кг и только одна сумка, больше вещей и сумок — платно.

Зато, если очень надо, а денег в обрез, улететь лоукостерами можно почти задарма. Скажем, у одного из самых популярных дискаунтеров, Ryanair, билеты между европейскими городами стоят от 9 евро.

Экономия достигается и за счет того, как именно организуется бизнес авиакомпании. Лоукостеры часто летают из «альтернативных» аэропортов, где дешевле обходится стоянка (правда, пассажирам туда добираться крайне неудобно — но ведь зато дешево!). Самолеты обычно бывают одной модели — так проще в обслуживании и меньше затрат на обучение персонала. (Так было и у «Авиановы» — ее парк состоял из шести А-320.)

Еще один из главных принципов работы: самолет должен как можно меньше времени проводить на земле (экономия на стоянке) и как можно больше — в воздухе. С учетом этого составляется крайне плотное расписание: самолет должен отправляться в следующий рейс через 40 — 60 минут после приземления. В европейских условиях безопасность пассажиров от этого не страдает: большинство дискаунтеров раз в несколько лет полностью обновляют свой самолетный парк, потому что новую технику обслуживать гораздо дешевле и накладок с ней меньше (помним про плотное расписание).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы