Главная » Статьи » Проблемы психологии спорта в современном мире

Проблемы психологии спорта в современном мире

Дата: 10 апреля 2019

Вопреки существовавшей до недавнего времени официальной концепции спорта, ныне необходимо объединить разрозненные высказывания отдельных ученых и сформулировать четкую методологическую позицию: спорт — это не только игровая, но сложная, тяжелая, трудовая, профессиональная деятельность, требующая от человека большого напряжения всех его физических и духовных сил. Это прежде всего мнение самих спортсменов о спорте.

Оказалось, что независимо и от официальной концепции, и от уровня научных достижений сами, даже юные, спортсмены в подавляющем большинстве считают спорт трудом, в котором они видят и смысл жизни, и основу самосовершенствования, и личный интерес. В исследовании С. Ю. Носачевой, опросившей более 300 мастеров спорта, лишь 3% спортсменов считают для себя спорт развлечением или игрой.

Значимость теоретических исследований в спорте состоит в том, что они существенно дополняют концепцию человека как субъекта труда раскрытием сути понятия «человек как субъект спортивного труда». Можно выразить удовлетворение тем, что психологи спорта начали раскрытие понятия «человек как субъект спортивного труда» в совокупности с описанием основных характерных моментов спортивной деятельности. В частности, отмечается, что эта деятельность привлекательна, но в то же время требует высочайшей заинтересованности для ее успешного осуществления. А этот вопрос сам по себе не простой, осложняется, например, тем, что возраст субъекта спортивного труда колеблется от подросткового до зрелой взрослости. Ряду авторов удалось убедительно показать, что спортивная деятельность системно сложна, т. е. требует согласованного единства индивидуально психологических качеств, внутренних средств деятельности и технологической организации самой деятельности. Далее, эта деятельность распределена во времени не равномерно по физическим и эмоциональным нагрузкам, по ответственности отдельных периодов, по требованиям, предъявляемым субъекту. Все это современные психологи могут претворить в стратегию конкретного экспериментального психологического исследования в спорте.

В качестве главной проблемы исследования социально-психологической сущности спортивной деятельности сейчас особенно актуальна проблема отношения спортсменов к тренировочным нагрузкам. Проблема отношений, как известно, очень многогранна, что позволяет авторам при ее изучении опираться на различные научные концепции (например, «субъект-объектных» отношений, концепцию отношений В. Н. Мясищева, диспозиций В. А. Ядова, установок, аттитюдов и др.). В результате конкретное социально-психологическое исследование получает серьезное обоснование в плане общей психологии, психологии личности, педагогической психологии и психологии развития. Это как нельзя лучше характеризует современную тенденцию социально-психологических исследований в спорте.

При этом выбор методик обоснован той стратегией исследования, которая убедительно представлена в теоретических изысканиях каждого автора. Каждый автор стремится представить экспериментальные данные во всей полноте, так что часто создается некоторая перегрузка по частным вопросам и было бы желательно проведение более широких обобщений по психологии развития спорта в современном мире. С этой точки зрения, по моему мнению, следует остановиться на некоторых моментах. Первый из них — это тренировочная нагрузка и отношение спортсмена к своей деятельности и к себе как субъекту труда. Аспирантке кафедры психологии СПбГАФК им. Лес-гафта С. Ю. Носачевой в своем исследовании, проведенном с юными пловцами высокой квалификации, удалось убедительно показать, что совершенно не достаточно ориентироваться только на физический эффект тренировки. Порождение у спортсмена определенного отношения к тренировочным нагрузкам влияет не только на успешность выполнения заключительной фазы спортивного труда, т. е. результата на соревнованиях, но и на формирование устойчивого типа его трудового поведения. По-видимому, это имеет немаловажное значение и для того, состоится или не состоится юный спортсмен высшей квалификации как спортсмен-профессионал (С. Ю. Носачева, 1997).

Поскольку исследование С. Ю. Носачевой выполнено на пловцах, то возникает вопрос, какие специальные ощущения формируются в плавании. Это касается так называемого «чувства воды». Что это такое? Автор рассматривает «чувство воды» как одно из психологических качеств спортсмена-пловца. Это несомненно правильно. Но, по моему мнению, это специальное чувство является и одним из внутренних специфических средств деятельности пловца. Пользуясь исследованием С. Ю. Носачевой, достаточно сравнить интеркорреляционные графы связей качеств спортсменов-пловцов, легко и трудно переносящих тренировочную нагрузку, и становится очевидным, что это качество («чувство воды») — внутреннее средство деятельности — выполняет системообразующую функцию, интегрируя психику и состояния организма спортсмена. Так, у легко переносящих тренировочную нагрузку оно имеет прямые и достоверные прочные связи со всеми другими качествами. У спортсменов-пловцов же с плохо развитым «чувством воды» это качество фактически изолировано и система внутренних средств мобилизации деятельности фрагментарна.

Другой момент, на который следует обратить внимание — это введенное С. Ю. Носачевой понятие «спортивная социализация личности». Результаты исследования, представленные автором, доказывают правомерность такого понятия, но раскрывают его не достаточно. Однако мне представляется, что это серьезная заявка на исследования в области психологии развития спорта и, в частности, в изучении социальной компетентности спортсмена. Ведь область спортивной деятельности теснейшим образом связана с «околоспортивной», т. е. с трудом. В спорте кумулируются различные виды человеческой деятельности, различные человеческие страсти, различные проявления духовных и физических сил, различные уровни материальной обеспеченности и разные уровни общественного признания личности.

Вышесказанное еще раз позволяет констатировать, что спорт в современном обществе с точки зрения его распространенности по странам и континентам — явление планетарное, всеобъемлющее. В России быстрыми темпами растет вовлеченность населения в занятия массовым оздоровительным спортом. Но еще более высоки темпы роста мировых спортивных достижений. А прогнозы грядущих кажутся фантастическими. В. Ященко, например, совсем недавно в закрытом помещении преодолевавший высоту2 м35 см(новый мировой рекорд), высказал предположение, что в прыжках в высоту рубеж2 м40 смсможет быть достигнут еще до Олимпиады-80. И не ошибся, теперь прыгают уже под2,5 м.

Один из самых выдающихся советских тяжелоатлетов Ю. Власов, первый в толчке двумя руками поднявший штангу весом более200 кг, полагал, что рекорд в этом достижении может быть доведен до300 кг. Ныне толкают штангу весом до400 кг. В1924 г. знаменитый американский пловец Дж. Вейсмюллер проплыл100 мвольным стилем за 57,7 с, установив мировой рекорд. Этот результат казался пределом человеческих возможностей. Современные же достижения — преодоление указанной дистанции за 48,7-49,0 с.

Все это стало возможным не только как результат совершенствования методики и практики подготовки спортсменов высокого класса, но и как следствие соединения с этой практикой психологической науки, направленной на выяснение резервных возможностей человеческого организма и психологии личности, условий, обеспечивающих их развитие и реализацию в соревнованиях. Этим занимаются и медико-биологические, и медицинские, и спортивно-педагогические, и даже технические науки. Однако до сих пор в нашей науке остается неразработанной теория спорта как общественного явления.

Существует много причин, по которым общетеоретические проблемы спорта сегодня необходимо включать в число актуальных проблем философии, социологии и социальной психологии. Введение новой ваковской специальности «психология развития, акмеология» (19.00.13) в значительной мере ориентирована на психологию спорта, ибо понятие «акме» (верх возможностей) возникло в Олимпийском спорте.

Спорт в наши дни — один из наиболее престижных и популярных видов деятельности. Его общественные функции необычайно многочисленны и разнообразны. Данное обстоятельство уже само по себе (даже в отвлечении от содержания этой популярности и социальной значимости этих функций) делает общетеоретические проблемы спорта чрезвычайно важными — масштабность спортивной практики требует соответствующего масштаба теоретической базы, на которой данная практика осуществляется. Помимо этого, теоретический анализ одного из наиболее популярных видов деятельности, в частности анализ социальной природы этой популярности, несомненно, образует очень перспективное направление в решении ряда кардинальных проблем современной философии, социологии и социальной психологии, например проблемы механизмов социальной обусловленности поведения людей.

Углубление общетеоретических и психологических представлений о сути современного спорта необходимо и для решения насущных практических задач, которые сегодня стоят перед российским спортом на международной арене. Ведь оценка сути современного спорта, его реального и потенциального места в обществе неизбежно образует существенную часть основания, на котором строится мотивационная структура личности человека, посвятившего себя спорту. От правильности и конкретности этой оценки во многом зависят те «личностные параметры» спортсмена, которые определяют его успехи в большом спорте.

Общетеоретические проблемы психологии спорта актуальны и по ряду других причин. В то же время спорт, по меткому замечанию одного из известных специалистов в области теории спорта П. Петерди, «остается по сей день наивным великаном». Действительно, «уровень самосознания» спорта явно не соответствует тому месту, которое он занимает в современном мире. В частности, разработка его общетеоретических проблем существенно отстает от разработки аналогичных проблем искусства, науки, религии.

Крылов А. А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире // Вестник Балтийской педагогической академии. — Вып. 14. — 1998. — С. 46-49.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы