Главная » Статьи » Профилактика адаптационных нарушений через развитие общего адаптационного синдрома

Профилактика адаптационных нарушений через развитие общего адаптационного синдрома

Дата: 24 сентября 2019

Как следует из вышеописанного механизма развития срыва адаптации к условиям профессиональной спортивной деятельности, чрезмерные физические нагрузки современного спорта являются фактором риска развития разнообразной патологии. Вместе с тем формирование общего адаптационного синдрома при адекватном протекании приспособительных реакций в ответ на некоторое возмущающее воздействие приводит, наоборот, к расширению функциональных резервов и возможностей организма. Это в условиях длительной этапной адаптации к физическим нагрузкам способствует повышению переносимости организмом агрессивных воздействий [19, 36, 133, 169].

Таким образом, как ни пародоксально, но преодоление регулярных физических нагрузок само по себе благодаря развитию общего адаптационного синдрома является фактором профилактики адаптационных нарушений в условиях, когда тренирующее воздействие на организм не превышает некоторый лимит — резерв адаптации.

В этой закономерности проявляется одно из свойств биологической материи — способность к саморегуляции [133, 221, 224].

Важность проведения государственной политики, направленной на развитие и поддержку массового занятия населения спортом, включая развитие спортивного резерва, не подлежит сомнению. Работа в данном направлении способствует не только развитию спорта высших достижений за счет приобщения к физической культуре широких пластов населения, но и укреплению здоровья населения, увеличению долголетия посредством пропаганды здорового образа жизни и самосохранительного поведения.

Популярность занятий полупрофессиональным и непрофессиональным спортом в обществе, формируемая изначально в детско-юношеском возрасте специализированными спортивными учебными заведениями, служит важным индикатором, дающим представление о качестве общественного здоровья, и является фактором, определяющим ожидаемую продолжительность жизни при рождении [150].

Это находит подтверждение в работах разных исследователей. Так, Н.Г. Кожевникова (2012) указывает на первичность физкультурнооздоровительной активности над лечебно-профилактической, информационно-образовательной и психолого-педагогической видами деятельности для сохранения и укрепления здоровья студентов [97].

А.В. Чечеткиной (2013) было показано, что применение разработанной оздоровительной методики коррекции нарушений цикличности функционального состояния организма подростков (включает физические упражнения, направленные на оптимизацию физического и психо-эмоционального состояния путем воздействия на моторно-висцеральные и мышечнофасциальные связи и точки соответствия, влияющие на функциональное состояние внутренних органов) оказывает положительное влияние на психоэмоциональное и физическое здоровье подростков, занимающихся массовым спортом в условиях резко континентального климата.

Рекомендуемая автором оздоровительная методика продолжает оказывать положительное воздействие спустя три недели после окончания ее проведения: положительная динамика показателей оптимальной циркадной цикличности функционального состояния отмечалась более чем у половины обследуемых [235].

Стаценко Е.А. Профилактика и коррекция нарушений функционального состояния у высококвалифицированных спортсменов в условиях тренировочного процесса. — М., 2014.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы