Главная » Статьи » Простые и сложные двигательные реакции

Простые и сложные двигательные реакции

Простая двигательная реакция

Простой двигательной реакцией принято называть реакцию, которая характеризуется одним, заранее строго обусловленным способом ответа на стандартный, также заранее обусловленный сигнал (начать стартовые движения в ответ на выстрел стартера, прекратить нападающее действие в единоборстве при свистке арбитра и т. п.).

Латентное время простой двигательной реакции сравнительно невелико и мало улучшается даже в процессе систематической многолетней тренировки — у взрослых всего на 0,1—0,3 с (с колебаниями, зависящими от вида реакции, — табл. 7), а по сравнению с начальным уровнем (в раннем детском возрасте) — примерно на 0,5—0,8 с (лит. 4).

Таблица 7

Латентное время двигательной реакции на различные стартовые сигналы

Контингент обследованных

Время реакции, с

при звуковом сигнале

при световом сигнале

Высококвалифицированные спринтеры

0,05–010

0,10–0,20

Не занимающиеся спортом

0,17–0,25 и больше

0,20–0,35 и больше

Сложные двигательные реакции

К сложным двигательным реакциям относятся, в частности:

  • реакция выбора (способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных ответных действий одно адекватное возникшей ситуации);
  • реакция на движущийся объект — РДО (реагирование на предметный нестандартно перемещаемый объект, например мяч, шайбу, спортивное оружие и т. п.).

В играх, единоборствах, подготовительных к ним и многих других упражнениях требуется реагировать одновременно как с выбором, так и на движущийся объект.

Время таких реакций, естественно, превышает время простых реакций, причем значительная часть его тратится на выбор адекватного ответа, а в РДО и на «улавливание» зрением движущегося объекта. Диапазон возможного сокращения этого времени путем совершенствования сложных двигательных реакций довольно широк.

Литература

  1. Воспитание силовых способностей (силовая подготовка). Воспитание скоростных способностей. В кн.: Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М., ФиС, 1977, с. 155-184.
  2. Методика воспитания силы. Методика воспитания быстроты. В кн.: Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. М., ФиС, 1970, с. 8—103.
  3. Основы современной методики развития силы в процессе тренировки. В кн.: Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М., ФиС, 1980, с. 174-236.
  4. Сила. Быстрота. В. кн.: Коробков А. В. и др. Физическая культура людей разного возраста. М., Фнс, 1962, с. 93-176.
  5. Зарубежные научные исследования; обзор и рефераты работ по теории и методике силовой тренировки // Теория и методика спорта высших достижений, 1988, № 3.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: ФиС, 1991. 543 с. — 2. Воспитание скоростных способностей. 2.1. Скоростные способности и задачи по их воспитанию. С. 215-216.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы