Главная » Статьи » Психологический анализ развития волевых качеств

Психологический анализ развития волевых качеств

Дата: 26 декабря 2019

Страница 1 из 3

Практическая работа по психологии «Психологический анализ развития волевых качеств». Цель работы: оценить развитие волевых качеств по проявлению их признаков в спортивной деятельности.

Материалы:

  1. Описание проявления признаков волевых качеств.
  2. Протокол их оценки (в баллах).

Целеустремленность:

1. Ясность перспективной и промежуточной целей:

а) перспективная цель намечена (выполнить норматив…….разряда, войти в состав сборной команды….. и т. д.), срок ее достижения определен (через 2—4 года);

б) промежуточная цель намечена (показать результат……), срок ее достижения определен (через год, в конце сезона и т. д.);

в) уверен в достижении перспективной и промежуточной целей.

2. Ясность частных задач:

а) систематически намечаются задачи на ближайший срок тренировочных занятий (до месяца вперед);

б) систематически намечаются задачи на очередные тренировочные занятия;

в) систематически намечаются задачи на очередные соревнования.

3. Планомерность действий для достижения цели:

а) есть общий план достижения перспективной цели, он реализуется неуклонно;

б) имеется конкретный план достижения промежуточной цели, он реализуется неуклонно;

в) детально разрабатываются планы выполнения частных задач, они реализуются неуклонно.

Настойчивость и упорство:

4. Устойчивость стремления к достижению цели:

а) регулярное посещение тренировочных занятий и участие во всех запланированных соревнованиях;

б) систематическое выполнение всех намеченных упражнений (заданий) в течение тренировочного занятия, посещение дополнительных занятий и выполнение домашних заданий;

в) терпеливое и многократное повторение упражнений, особенно однообразных, скучных, неинтересных, но нужных.

5. Энергия и активность в преодолении препятствий:

а) неудачи и ошибки не ослабляют энергию и активность в процессе тренировки и соревнований;

б) энергия и активность не снижаются в связи с трудными внутренними состояниями (утомление, «мертвая точка», болевые ощущения, легкая травма и т. п.);

в) активное стремление преодолеть личные недостатки (в физической, технической и других видах подготовки).

6. Результативность преодоления препятствий:

а) совершенство овладения техникой отдельных упражнений (приемов) и тактическими действиями, совершенство в развитии физических качеств;

б) систематическое выполнение планов отдельных тренировочных занятий, этапов и периодов спортивной тренировки и всего годичного цикла;

в) активная борьба за высокий результат до конца соревнования.

Самостоятельность и инициативность:

7. Устойчивость против влияния других людей и их действий:

а) в процессе спортивного совершенствования критическое отношение к советам со стороны, суждениям, решениям и действиям других спортсменов; отсутствие склонности подражать авторитетам;

б) самостоятельная подготовка к очередным занятиям и соревнованиям (чтение учебных пособий, наблюдение за действиями других спортсменов, беседы с ними, тренерами и специалистами, выполнение специальных упражнений и т. п.);

в) самостоятельный анализ результатов овладения спортивной техникой и тактикой, подведение итогов проведенных занятий и соревнований с акцентом внимания на недостатках и соображениями на будущее.

8. Личный почин и новаторство в мыслях и действиях:

а) склонность к совершенствованию старых и к изобретению новых, оригинальных упражнений, соединений и комбинаций, приемов, атакующих и защитных действий, способов передвижения и др.;

б) склонность к самостоятельной творческой разработке тактических действий, комбинаций, планов выступления на соревнованиях;

в) стремление использовать в процессе повышения спортивного мастерства новые, прогрессивные методы и средства тренировки (методы срочной информации, тренажеры, различную аппаратуру, высокие физические нагрузки, аутогенную тренировку, приемы саморегуляции неблагоприятных психических состояний и др.).

9. Находчивость и сообразительность:

а) внесение необходимых коррективов в исполнение упражнений, приемов, тактических комбинаций в случаях возникновения ошибок, помех и т. д.;

б) оперативное изменение своего поведения и действий в соответствии с неожиданным изменением условий деятельности, особенно на соревновании (погода, соотношение сил, собственное самочувствие и др.);

в) оценка без посторонней помощи целесообразности или нецелесообразности действий партнеров и соперников в процессе соревнования и выбор в связи с этим собственных действий.

Решительность и смелость:

10. Своевременность принятия решений:

а) своевременное (без опоздания) принятие решений о выполнении упражнений, проведении приемов, осуществлении тактических комбинаций и т. д. в условиях риска или опасности, когда ситуация не позволяет медлить;

б) своевременное (не слишком поспешное) принятие решений о выполнении упражнений, проведении приемов, осуществлении тактических комбинаций и т. д. в условиях риска или опасности, когда ситуация не требует спешки;

в) своевременное принятие решений о выполнении указанных действий в условиях моральной ответственности перед коллективом или командой.

11. Обдуманность принимаемых решений:

а) обдуманность решений с пониманием того, что, когда, как и почему следует делать;

б) умение затормозить отрицательные мотивы (сомнение, неуверенность, боязнь, страх и др.) в процессе принятия решений, связанных с моральным и физическим риском или опасностью;

в) принятие категорических и устойчивых решений, уверенность в своих силах, желание скорее перейти к исполнению.

12. Своевременность исполнения принятых решений:

а) реализация принятых решений, в частности связанных с риском или опасностью, без борьбы противоположных мотивов, поспешности или медлительности;

б) осознание совершаемых действий и переживание эмоционального подъема при выполнении принятых решений, связанных с риском или опасностью;

в) неотступность в выполнении принятых решений и полнота их выполнения.

Выдержка и самообладание:

13. Сохранение ясности мысли:

а) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих под влиянием неудач, ошибок и помех, особенно на соревновании;

б) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих в связи с высоким результатом соперника (особенно если это неожиданно);

в) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих под влиянием неполадок в организации соревнований и в судействе.

14. Владение чувствами:

а) умение преодолевать астенические (пассивные) эмоции (угнетение, растерянность, страх и др.), возникающие под влиянием неудач, ошибок и помех, особенно на соревновании;

б) преодоление перевозбуждения, явившегося следствием высокого результата соперника, неполадок в организации и судействе соревнований;

в) преодоление отрицательных переживаний (превосходство, вредная самоуверенность, беспечность, нетерпение и др.) в связи с успехом на тренировке и соревновании.

15. Управление действиями:

а) способность до конца бороться за высокий результат в соревновании, несмотря на возникающие неудачи, ошибки и помехи, на высокий результат соперника, на неполадки в организации и судействе соревнований;

б) способность целесообразно действовать, сохранять технику движений при появлении чувства усталости, болевых ощущений и других нежелательных внутренних состояний;

в) умение удержать себя от ненужных, ошибочных, вредных действий и поступков (прекращение тренировки или соревнования, грубость, пререкания и т. п.).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы