Главная » Статьи » Учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей и подростков

Учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей и подростков

Дата: 28 августа 2019

Физическое воспитание строится с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей и подростков. Различные упражнения, направленные на развитие и совершенствование ходьбы, бега, лазания уже широко представлены в режиме детей дошкольного возраста.

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста исключают применение специальных упражнений, развивающих силу и выносливость, связанных с упором и висом. Не даются упражнения, требующие длительного, напряженного внимания и изолированного движения кистями рук, стопой или головой, так как дошкольникам трудно расчленять движения.

При подборе упражнений строго учитывают возрастные особенности детей, учитывается также и индивидуальная подготовленность детей. В тех случаях, когда с детьми не проводились систематически специальные занятия и они не умеют выполнять простые задания, с ними проводят упражнения и подвижные игры, предназначенные для детей более младшего возраста. В старших группах детского сада может проводиться обучение подготовленных детей плаванию, ходьбе на лыжах, катанию на коньках, езде на велосипеде. При проведении физических упражнений с детьми младшего школьного возраста (7-12 лет) учитываются необходимость смены упражнений, исключения однообразных движений, очень ограниченное использование силовых напряжений, неблагоприятно влияющих на сердечно-сосудистую систему и дыхание.

Сроки начала тренировочных занятий детей и подростков по разным видам спорта различны (таблица 3). В школьно-подростковом возрасте (12-15 лет) ограничивают применение упражнений, которые способствуют развитию мышечной силы и могут задерживать рост костей в длину. В этот возрастной период, не исключая необходимости дальнейшей всесторонней физической подготовки, можно начинать занятия по таким специальным видам спорта, как велосипед, тяжелая атлетика, бокс, стрельба стендовая.

Однако с учетом анатомо-физиологических особенностей, присущих этому возрастному периоду, особенно таких, как несоответствие в развитии сердца и сосудов, с одной стороны, и массы сердца и массы тела – с другой, к назначению физических упражнений для подростков следует подходить осторожно. Особенности организма девочек диктуют необходимость уменьшения общей нагрузки, сокращения количества упражнений в упорах на снарядах..

Таблица 3. Возраст, с которого дети и подростки могут заниматься в спортивных секциях

Виды спорта

Возраст детей, в годах

Фигурное катание

Плавание

Художественная гимнастика

Спортивная гимнастика – девочки

Настольный теннис

Спортивная гимнастика – мальчики

Акробатика

Акробатика

Прыжки в воду

Лыжный спорт:

гонки

двоеборье

прыжки

слалом

Волейбол

Баскетбол

Конькобежный спорт

Борьба

Футбол

Хоккей

Ручной мяч

Водное поло

Гребля академическая

Бадминтон

Легкая атлетика

Санный спот

Конный спорт

Стрельба стендовая

Фехтование

Велоспорт

Бокс

Штанга

7

7

7

7

7

8

8

8

8

9

9

9

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

11

11

11

12

12

12-15

12-15

12-15

Литература

  1. Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
  2. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  3. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
  4. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
  5. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
  6. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
  7. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.
  8. Талалаев Ю. А. Отражение вопросов физического развития человека в творчестве Л. Н. Толстого // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9.
  9. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. Л. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1991.
  10. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
  11. Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.
  12. Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 1967.

www.fizkulturaisport.ru

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы