Главная » Статьи » Взаимосвязи педагогики спорта с медико-биологическими дисциплинами

Взаимосвязи педагогики спорта с медико-биологическими дисциплинами

Дата: 21 апреля 2019

Современный спорт достижений высоких результатов — это исключительно большие физические и нервно-эмоциональные нагрузки людей при мобилизации их резервных сил. В связи с этим научная общественность не может допустить, чтобы те или другие спортивные дисциплины вызывали последствия отрицатель­ного характера, выражающиеся в деструктивных воздействиях на организм человека. Факты отклонений в здоровье спортсме­нов все чаще фиксируются спортивной медициной.

Ученые отме­чают патологические изменения ткани почек у спортсменов как результат хронических физических и психологических перегру­зок. К психологическим перенапряжениям у спортсменов отно­сится состояние невроза, которое проявляется либо в неврастени­ческих, либо в истерических, либо в психастенических реакциях. При этом снижение соматических функций может и не наблю­даться. Перенапряжение центральной нервной системы сопро­вождается перенапряжением соответствующих органов и сис­тем. По данным профессора спортивной медицины А. Г. Дембо (1976), процент спортсменов с необратимым заболеванием сер­дечной мышцы (миодистрофический кардиосклероз) имеет тенден­цию к росту до 10—12%.

Случаи хронического перенапряжения сердца нередко выявляются при диспансеризации спортсменов. Например, у 35% юных пловцов зафиксировано такое состоя­ние. Отмечаются случаи перенапряжения костей: у некоторых спортсменов в возрасте 17—26 лет медицинские тесты показыва­ют такое состояние кости, какое свойственно людям пожилого возраста. При бессистемных физических нагрузках эта стадия может перейти в локунарное рассасывание кости.

В условиях нервно-эмоциональных напряжений, которыми сопровождается большой спорт, даже малозначительные допол­нительные воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды (дискомфортный микроклимат, шум, вибрация, электроста­тические заряды, дефекты освещения, недостаток кислорода, за­пыленный, загазованный воздух и т. д.) могут привести к откло­нениям в здоровье спортсмена. Например, у стрелков при освещен­ности 10—15 люкс повышается внутриглазное давление, а период его восстановления удлиняется.

Высокие физические нагрузки в спорте при неправильном их применении, несоответствие уровня подготовленности постав­ленным задачам и наличие даже небольших нарушений в состоя­нии здоровья спортсмена могут обусловить развитие патологи­ческих состояний. Для здоровья человека не менее сильным фактором риска, чем физическая бездеятельность, является рез­кое прекращение занятий спортом. Потенциальные возможнос­ти спортсмена в известной мере определяются его генотипом. Это относится не только к морфологии и моторике спортсмена, но, как показывают данные гомологии (науки о близнецах), и к вегетативным системам, обеспечивающим мышечную деятель­ность при физических нагрузках, а именно к дыханию и кровооб­ращению.

Изучение влияния спорта на здоровье человека, грамотное использование нагрузок для улучшения спортивных достиже­ний, а также нормирование среды, в которой происходят заня­тия спортом, — прерогатива и предмет спортивной физиологии и медицины. Факты нарушений в здоровье спортсменов в боль­шинстве случаев являются следствием неправильной организа­ции спортивно-педагогического процесса.

Возьмем для примера спортсмена, перед которым поставлена цель в достижении ре­зультатов, явно не соответствующая его способностям. Однако если постоянно поощрять его усилия, а также использовать сов­ременные методы тренировки и стимулирующие препараты — цель будет спортсменом достигнута. Но, как предостерегал Ф. Энгельс, «не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь, те по­следствия, которые очень часто уничтожают значение первых».

Глубокий смысл этого высказывания сохраняет актуальность, а данные о существовании деструктивных влияний спорта на ор­ганизм человека превращают эту проблему из собственно меди­ко-спортивной в этико-педагогическую.

Педагогика спорта: Учеб. для студентов вузов / А.А. Сидоров, Б.В. Иванюженков,
A.А. Карелин, B.В. Нелюбин. — М.: Дрофа, 2000.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы