Главная » Статьи » Характеристика формирования двигательного навыка по данным электромиографии

Характеристика формирования двигательного навыка по данным электромиографии

Дата: 22 августа 2019

Использование метода электромиографии для изучения особен­ностей деятельности мышц при формировании двигательного навы­ка позволяет определить, какие мышцы вовлекаются в деятель­ность, степень их активности, моменты включения и выключения, длительность импульсации и т. п.

Принципиально важные факты, подтверждающие условнорефлекторную природу двигательного навыка, были выявлены в рабо­тах Ю. М. Уфлянда, В. Гурфинкеля, П. И. Гуменера и др. В их ис­следованиях, проведенных на че­ловеке в клинике, показана перестройка характера биопотенциалов при пересадке одной из головок мышцы к месту прикрепления ее антагониста. Спустя 8 не­дель, а после специального обу­чения через 2—3 недели, дея­тельность пересаженной головки мышцы, по данным электромио­графии, постепенно изменялась.

Если до пересадки биотоки возникали в мышце толь­ко при движении, которое она ра­нее осуществляла, то после пере­садки биопотенциалы, наоборот, наблюдались при противополож­ном движении. В начальных стадиях развития двигательного навыка биопотен­циалы регистрируются не только в тех мышцах, которые необходи­мы для осуществления данного двигательного акта, но и в ряде «посторонних» мышц.

Это связано с явлениями иррадиации в нерв­ных центрах. По мере укрепления навыка происходит ограничение иррадиации, и при полностью сформированном навыке она наблю­дается только в необычных условиях, например при действии силь­ных посторонних раздражителей, при утомлении (Е. К. Жуков, Ю. 3. Захарьянц и др.). В результате совершенствования навыка при циклических дви­жениях изменяется длительность периодов импульсации. В началь­ных стадиях формирования навыка в соответствующих мышцах импульсация наблюдается не только во время активных фаз дви­жения, но и в интервалах между ними. В дальнейшем биотоки кон­центрируются, их залпы становятся короткими и при относительно медленных циклических движениях во время пауз уменьшаются вплоть до полного исчезновения (М. А. Киселев и М. Е. Маршак, С. А. Косилов, Р. С. Персон и др.).

В процессе формирования навыка происходит изменение взаимоотношений между мышцами-антагонистами. В начале обучения мо­жет наблюдаться одновременная биоэлектрическая активность в этих мышцах. В дальнейшем, по мере овладения навыком, при от­носительно медленных движениях обнаруживается реципрокность между ними и биоэлектрическая активность начинает возникать по­очередно.

Однако даже при сформированном навыке реципрокность может быть вы­ражена не полностью, про­являясь лишь в снижении активности во время сокра­щения антагониста. При этом чем быстрее темп дви­жений, тем больше биоэлек­трическая активность агониста сочетается с одновре­менной аналогичной актив­ностью антагониста. Это на­блюдается даже при таком хорошо усвоенном навыке человека, как бег.

Все это позволяет считать, что одновременная биоэлек­трическая активность мышц-антагонистов, особенно при сложных движениях, не всегда является признаком иррадиации, т.е. несовершенства координации. в ряде случаев некоторые формы одновременной деятельности мышц-антагонистов представляют собой выражение специальной формы координации, отмечающейся при высокой степени совершенства данного двигательного навыка.

При выполнении одного и того же сложного двигательного акта картина биоэлектрической активности в мышцах по мере развития навыка претерпевает суще­ственные изменения. Например, при значительном растяжении мышц, в частности, при выполнении новичком упражнения «шпа­гат», в растянутых мышцах бедра отмечается значительная биоэлек­трическая активность. В дальнейшем же, по мере упрочения навы­ка, она резко снижается.

Изменения биоэлектрической активности мышц при формирова­нии навыка у разных лиц протекают неодинаково. В связи с этим в картине биоэлектрической активности у спортсменов одинаковой квалификации наряду с общими чертами выявляются и существенные различия.

Литература

  1. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология спорта: Учебное пособие. – СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
  2. Сонькин В. Д. Возрастная физиология мышечной деятельности: Анализ и прогноз направлений развития науки и технологий в современных условиях // Курьер образования. 1998. № 2.
  3. Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Коца Я. М. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  4. Физиология человека (Учебник для институтов физической культуры. Изд. 5-е). / Под ред. Н. В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 1975.
  5. Физиология человека: Учебник для студентов медицинских институтов / Под ред. Косицкого Г. И. — М.: Медицина, 1985.
  6. Физиологические основы спортивной тренировки: Методические указания по спортивной физиологии. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1986.

© www.fizkulturaisport.ru 2011

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

В начало страницыВ начало страницы