В соответствии с задачей исследования разработана методика физического воспитания девушек – школьниц специальных медицинских групп на основе комбинированного подхода. Суть комбинированного подхода в том, что на протяжении всего учебного года, в каждом занятии ставились задачи по обучению и совершенствованию элементов не одной спортивной дисциплины, а нескольких.
Предполагалось, что данный подход к построению учебного процесса школьниц специальных медицинских групп позволит повысить интерес к занятиям, а самое главное – при такой методике построения занятий будет обеспечиваться адекватное распределение физической нагрузки, соответствующей возможностям организма девушек, что наиболее важно для оздоровления и совершенствования физического развития учащихся с ослабленным здоровьем. Основные идеи подхода в том, что:
- оздоровительный эффект занятий по физическому воспитанию становится более выраженным при оптимальной комбинации учебных дисциплин, которые включают применение различных средств, методов и режимов работы;
- повышение оздоровительного эффекта занятий должно осуществляться с ориентацией на положительный перенос физических качеств, функциональных режимов и двигательных навыков с целью улучшения процесса адаптации;
- происходит снижение монотонности занятий, повышение мотивации, положительного эмоционального фона и интеллектуальной работы в процессе занятий.
Поскольку основными двигательными режимами занятий по физическому воспитанию с девушками специальных медицинских групп являлись аэробный и смешанный режимы работы (пульс до 140–160 уд/мин) (Я.С. Вайнбаум, К. Купер), то планирование основной части урока осуществлялось в зависимости от сочетания учебных дисциплин и базировалось на трех основных вариантах:
1. Аэробный (общая выносливость) ? смешанный (сила, ловкость, гибкость, быстрота).
2. Смешанный ? аэробный.
3. Аэробный ? смешанный ? аэробный.
Первый вариант использовался при сочетании средств лыжной подготовки и спортивных игр.
Второй вариант включал сочетание упражнений из игровых видов спорта и плавания, или гимнастики и легкой атлетики.
В третьем варианте применялось сочетание средств легкой атлетики + гимнастики + легкой атлетики или легкой атлетики + спортивных игр + легкой атлетики.
Воплощение описанных положений представлено в таблице 1.
Таблица 1
Компоновка учебных дисциплин в комбинированных занятиях физической культурой с учащимися специальных медицинских групп
№ п/ п | Учебные дисциплины | Виды подготовки | Методы | Направленность режима работы | Физические качества | Сроки проведе-ния | ||||||||
1 | Лыжная подготовка | Физическая | Равномерный Повторный Игровой Круговой | Аэробный Аэробный Смешанный Смешанный | Выносливость Выносливость Скоростно-силовые Скоростно-силовые | Февраль, март | ||||||||
Техническая | Расчлененный Целостный Комбинированный | |||||||||||||
2 | Легкая атлетика | Физическая | Равномерный Повторный Игровой Круговой | Аэробный Аэробный Смешанный Смешанный | Выносливость Выносливость — быстрота, сила | Сентябрь, октябрь, апрель, май | ||||||||
Техническая | Расчлененный Целостный Комбинированный | |||||||||||||
3 | Спортивные игры (баскетбол) | Физическая | Повторный Игровой | Аэробный Смешанный | Выносливость Быстрота, сила, координационные способности | Ноябрь, декабрь, апрель | ||||||||
Техническая | Расчлененный Целостный Комбинированный | |||||||||||||
4 | Спортивные игры (волейбол) | Физическая | Повторный Игровой | Аэробный Смешанный | Координационные способности, гибкость Быстрота Выносливость | Февраль, март, май | ||||||||
Техническая | Расчлененный Целостный Комбинированный | |||||||||||||
5 | Гимнастика | Физическая | Повторный Круговой | Аэробный Смешанный | Сила, координационные способности Гибкость Быстрота | Сентябрь, октябрь, апрель, май | ||||||||
Техническая | Расчлененный Целостный Комбинированный | |||||||||||||
6 | Плавание | Физическая | Равномерный Повторный Игровой | Аэробный Смешанный Смешанный | Выносливость Гибкость Сила | Ноябрь, декабрь | ||||||||
Техническая | Расчлененный Целостный Комбинированный | |||||||||||||
7 | Подвижные игры | С использованием элементов учебных дисциплин | В течение года | |||||||||||
В эксперименте участвовало 30 девушек – учащихся лицеев № 2 и № 4 г. Оренбурга, отнесенных по результатам углубленного медицинского осмотра к специальной медицинской группе. Все испытуемые школьницы были разделены на две группы – экспериментальную и контрольную (по 15 человек в каждой группе).
Занятия проводились 2 раза в неделю по 90 минут в каждой группе. В процессе формирующего педагогического эксперимента экспериментальная группа занимались по разработанной нами программе, а контрольная – по общепринятой для учащихся специальных медицинских групп. В формирующем эксперименте в опытной группе прочитан теоретический курс валеологической направленности.
С целью оценки эффективности педагогического воздействия использовалось анкетирование, проводилась оценка физического (7 параметров), функционального (5 параметров) и психического (10 параметров) состояния девушек, а также отслеживание комплексных параметров:
- переход школьниц из медицинской группы в подготовительную и основную группы;
- количество пропущенных занятий по болезни;
- динамика факторной структуры подготовленности.
См. Использование комбинированных методов в организации
занятий по физической культуре