Организация и управление процессом нравственного воспитания на уроке гимнастики

Особое место в общей системе физического воспитания гимнастов занимает школьный урок, от которого зависит качество всей физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе. Формирование глубокого интереса к уроку физической культуры обеспечивается его образовательной и воспитательной направленностью. Эффективность воспитательной работы на уроке определяется следующими основными факторами:

  • твердой убежденностью учителя физической культуры в больших воспитательных возможностях своего предмета в целом и каждого урока в отдельности;
  • отчетливого представления учителя в воспитательной направленности всего хода урока и последовательным решением воспитательных задач от его начала до окончания;
  • четким пониманием учителем роли и места в уроке каждой воспитательной задачи;
  • определением оптимального количества и соотношения воспитательных задач в одном уроке;
  • подбором средств, методов и приемов решения воспитательных задач.

Результат воспитательного воздействия зависит от ясного представления цели, задач и итогов деятельности как учителем, так и учащимися на каждом уроке. Именно ясное представление того, каких задач нужно добиться на конкретном уроке, является одним из главных мотивов деятельности гимнастов.

Воспитательные задачи определяют направленность и эффективность всей системы обучения гимнастов и подготовки их к общественной и трудовой деятельности. Специально подобранные упражнения позволяют моделировать разнообразные жизненные ситуации, требующие определенные линии поведения воспитанников.

Большое воспитательное воздействие на окружающих оказывает среда. Воздействие окружающей среды тем сильнее, чем меньше возраст и жизненный опыт человека. Для детей непосредственным раздражителем окружающей среды является: внешний вид учителя, его отношение к детям, уровень его профессионального мастерства; внешний вид спортивного зала, снарядов, оборудования, инвентаря; состояние раздевалок; внешний вид занимающихся на уроке и т.д., то есть вся школьная атмосфера, в которой осуществляется физическое воспитание.

Принцип воспитывающего обучения находит свое выражение на уроках физической культуры. Так, одним из непременных условий успешного проведения урока является точное выполнение всех команд, распоряжений, указаний учителя. Четкий, правильный срой, согласованные коллективные действия занимающихся, красивая осанка, строевой шаг – подтягивают, дисциплинируют учащихся, вызывают удовлетворение от занятий.

Основные положения и движения рук, ног, туловища и головы требуют большой точности, от которой зависит величина нагрузки, степень воздействия на организм и эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому только настойчивое требование точного, идеального выполнения заданий приведет к достижению оздоровительного и воспитательного эффекта.

Результат воспитания должен проявиться в формировании правильного и быстрого выполнения всех команд и распоряжений учителя не только на уроке, но и во внеурочное время и превратиться, таким образом, в обычную форму поведения школьника.

Выполнение ряда физических упражнений связано со значительным мышечным напряжением: отжимание, подтягивание, приседание на одной ноге и др. Простые по координации и несложные по технике выполнения, такие задания требуют определенной настойчивости, терпения, силы воли.

При подведении итогов урока необходимо отмечать не только самого сильного, ловкого и выносливого, но и самого настойчивого, трудолюбивого и смелого. Убеждение в необходимости выполнения упражнения для развития силы, выносливости и т.д., сформированное в младшем школьном возрасте, позволит в средних и старших классах сохранить привычку их выполнения для совершенствования физических и морально-волевых качеств.

Выполнение на уроке упражнений, связанных с проявлением чувства робости, неуверенности в своих силах – опорных прыжков, упражнений на повышенной опоре и др. – способствует воспитанию самообладания, правильной оценке своих сил, уверенности, чувства собственного достоинства. Обучая подобным упражнениям, учителю нужно объяснить детям, что проявление страха и неуверенности естественно, но именно с помощью этих знаний каждый ученик может и должен воспитать в себе смелость, решительность, самообладание.

Для достижения результатов воспитательного воздействия важно измерять не только уровень развития физических, но и морально-волевых качеств. Прирост личностных качеств можно измерить путем использования следующих приемов:

  • увеличение высоты прыжкового снаряда;
  • увеличение расстояния между снарядом и мостиком в опорных прыжках;
  • установка на более далекое приземление в опорном прыжке;
  • выполнение упражнений на полной опоре и т.д.

В зависимости от степени усложнения задания соответственно оцениваются проявленные качества и степень их увеличения: стал более смелый, более уверенный и т.п. и отмечать это перед всем классом. По мере изменения отношения гимнаста к выполнению задания, отмечать это перед всем коллективом: стал более собранным, более внимательным, старательным, трудолюбивым и т.д., на него теперь можно положиться, можно поручить ответственное дело и т.д.

Источник: Дипломная работа «Формирование нравственности
в процессе спортивной подготовки гимнастов»
www.fizkulturaisport.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эктоморф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика Adblock
detector